Просмотр содержимого документа
«"Музыкально-игровая деятельность,как средство коммуникативного развития дошкольников"»
МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
На современном этапе развития дошкольного образования стал особенно актуальным вопрос социально-коммуникативного развития дошкольников. Современные дети с трудом усваивают нравственные нормы, они более капризны, эгоистичны. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперреактивностью, пассивностью ребёнка).
Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. В ФГОС дается направление на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» [1]
Социально-коммуникативное развитие - это процесс, который позволяет, стать ребенку активным, социально-значимым членом общества. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми [4].
Социализация детей дошкольного возраста, приобщение их социокультурным нормам, традициям семьи, общества происходит, прежде всего, через игру. Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. При работе с детьми с ОВЗ, раскрытию чувств, их внутреннего мира также способствуют музыкальные игры, в особенности с группой своих сверстников, что развивает взаимопонимание с остальными членами группы. Главное, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Музыкально-игровое творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизации на детских музыкальных инструментах. Подобная интеграция позволяет реализовать основные принципы образовательной деятельности:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (в т. ч. возможность применение для работы с детьми ОВЗ);
сотрудничество педагога и ребенка;
вариативность образовательного процесса (использование различных игровых технологий);
коммуникативность (использование ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий)
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Эффективность музыкально-игровой деятельности, заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми - эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса. «Вместе» радоваться музыке, вместе преодолевать трудности, вместе идти по пути творческого развития.[3]
Деятельность музыкального руководителя по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
организацию предметно-пространственной среды (использование различных атрибутов, масок, музыкальных и шумовых инструментов, позволяет вызвать у ребенка интерес к творчеству, к действию);
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности (в несложных, но весёлых музыкальных играх дети, в т. ч. и дети с ОВЗ, получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить и проявить);
стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций (в игровой форме дети осваивают движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи);
мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения (коммуникативные танцы-игры построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, тактильный контакт еще больше способствует развитию доброжелательных отношений);
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками, в т. ч. с детьми с ОВЗ (Происхождение музыкальных игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка, дает ему уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, формированию положительной самооценки);
формирование познавательного интереса (любая музыкальная игра, танец должны расширять кругозор ребенка, раскрывать разнообразие и целостность окружающего мира).
Музыкально - игровой материал очень разнообразен - это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству, к совместной деятельности, сотрудничеству, коммуникабельности.
Проведенная работа убеждает, что музыкально-игровая деятельность, современные педагогические технологии, а также сотрудничество воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя эффективно способствуют социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Предлагаю несколько музыкально-речевых игр для детей.
Игра «Пляска»
Игра на развитие мелкой моторики, динамического слуха, Водят пчелки хоровод - Ззз...Ззз. (поочерёдное соприкосновение подушечек пальцев) В барабан ударил кот (ритмичные удары пальчика о пальчик) - Трам-там-там, трам -там - там. Стали мышки танцевать:
- Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (удары по коленям) Так, что дрогнула земля (ритмичные шлепки по коленям) Вся земля! (поочерёдные притопы обеими ногами).
«Побежали, побежали»
Коммуникативный танец–игра
Дети встают парами по кругу.
Побежали, побежали парами скорей. (Бегут парами по кругу)
И друг другу погрозили: «Сориться не смей!» (Грозят пальчиками)
Хлопнули в ладоши, и крепко обнялись, (Движения по тексту)
Пару поменяли и за руки взялись. (Дети, стоящие во внешнем кругу перебегают к другому ребенку, стоящему дальше по кругу)
«Братишки»
пальчиковая игра
- Здорово, братишки! (сгибаются пальцы правой руки)
- Здорово, братишки! (сгибаются пальцы левой руки)
- Как жизнь, ребятишки? (сгибаются пальцы правой руки)
По полянке разлетелись. (Ползают на четвереньках по залу)
Полетали, погудели, на цветы жуки присели. (Приседают в центре)
Ведущий. Вышла курочка – пеструшка, (Выходит «Курочка»)
Пети-Петушка подружка.
Острый клюв и зоркий глаз,
Ох! Сейчас увидит вас!
«Курочка»: Вы, букашки, не зевайте! Поскорее улетайте! («Курочка» догоняет «жуков»)
«Дело было в сентябре»
Физминутка
Дело было в сентябре, плыли мы на корабле,
В океане плыли, много нового открыли,
В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!
В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!
В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!
В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!
В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!
Литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html;
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011;
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста. /Санкт-Петербург: РЖ «Музыкальная палитра», 2012/- C.56;
4. Картушина М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М.Ю. Картушина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4. – С. 49-60.
Интернет-ресурсы:
О. Гаврилушкина. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников. — Ребенок в детском саду. — 2003. — №1. [Электронный ресурс] -