Просмотр содержимого документа
«"музыкальные игры в жизни особого ребёнка".»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ЖЗНИ ОСОБОГО РЕБЁНКА».
Общение со сверстниками в норме обычно появляется у малышей к концу второго - началу третьего года жизни. До этой же поры самостоятельные контакты с другими детьми не носят социальной направленности. Ребёнка влечёт к сверстникам исследовательский интерес, возможность получить новые впечатления. Попытки маленького ребёнка с органическим поражением ЦНС вступать во взаимодействие со сверстником часто заканчиваются неудачей. Малыш может толкнуть или дёрнуть за волосы другого ребёнка, не хочет давать свои игрушки. Да и сам кроха порой становится «жертвой» негативных действий со стороны сверстников: у него забирают игрушки, обсыпают песком. Многих мам это очень тревожит. Малыш часто смотрит на другого ребёнка как на игрушку – отсюда и те негативные проявления, на которые жалуются родители. Чтобы избежать конфликтов, некоторые мамы гуляют с ребёнком вдали от детей, не ходят с ними в гости. Бывают и другие варианты отношения особого ребёнка к ровеснику: малыш может игнорировать других детей, не обращать на них внимания или избегать их. А ведь взаимодействие со сверстниками очень важно для маленького ребёнка с органическим поражением ЦНС. Оно даёт малышу массу новых дополнительных впечатлений, сильных эмоциональных переживаний, развивает его подражательные способности. Кроме того, контакты с детьми ложатся в копилку социальных навыков ребёнка, влияют на развитие его отношений с окружающими людьми в дальнейшем. Известно, что музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную активность, развивает восприятие. Но помимо этого музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленького ребёнка с органическим поражением ЦНС со сверстниками. Ключевой фигурой такого взаимодействия является взрослый. Сами по себе контакты малышей мимолётны и очень неустойчивы. Без влияния взрослого они быстро распадаются. Специально подобранные музыкальные игры помогают ребёнку общаться со сверстниками. Организуя их, взрослые целенаправленно ставят малышей в ситуацию «чистого общения». Они учат детей прикасаться друг к другу, гладить сверстника по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника. Таким образом, в процессе игры у малышей с органическим поражением ЦНС постепенно происходит формирование интереса и эмоционально-положительных действий, направленных на другого ребёнка. Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Эту особенность необходимо использовать, чтобы стимулировать товарищеские проявления малышей. Организуя игры с предметами, взрослые учат детей предлагать игрушки друг другу, стимулируют их к наблюдению за игровыми действиями ровесника, способствуют формированию первых инициативных проявлений, помогают особому малышу научиться играть рядом, а затем и вместе с другими детьми. Развивая взаимодействие малышей через музыкальную игру, необходимо соблюдать определённые правила:
*Первые контакты детей организовывать в обстановке наибольшего комфорта.
*Не только специально создавать ситуации для общения, но и использовать спонтанно возникающие ситуации.
*Предлагать детям доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении.
*Сопровождать игры песнями и музыкой с чётким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
*Предлагать для игры одинаковые игрушки.
* Играть вместе с детьми, организуя и направляя их, включая в деятельность по подражанию взрослому и словесной подсказке.
*Предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод словесного действия только в том случае, если ребёнок нуждается в такой помощи.
*Сделать встречи детей регулярными.
Музыкальные игры позволят сформировать у детей интерес к сверстнику. Эмоционально – положительные действия, направленные друг на друга, будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми, подражать им. Кроме того, они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности, будут стимулировать двигательную и певческую активность, развивать восприятие музыки и слуховое восприятие, сюжетные действия.