Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки. Даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, определенного уровня волевого и интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Поэтому, на сегодняшний день, на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мы будущие первоклассники"»
«Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие в страну знаний»
Номинация «Методическая разработка»
Агаева Инна Васильевна педагог – психолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида «Теремок»
п. Борисовка 2018
Заочный муниципальный конкурс методических разработок «Осенний вернисаж» Номинация «Методическая разработка» Конспект организованной образовательной деятельности педагога – психолога с детьми подготовительной к школе группы по теме «Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие в страну знаний» Подготовила Агаева Инна Васильевна педагог - психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида «Теремок» поселка Борисовка
Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки. Даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, определенного уровня волевого и интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Поэтому, на сегодняшний день, на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем.
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении составлять зашифрованные слова из картинок выделяя звук в начале слова,.
Упражнять в умении различать понятия «дошкольный мир» и «школьный мир», развивать знание об окружающем
Развивающие:
Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
Развивать слуховую память.
Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать элементарные навыки самооценки.
Развивать фантазию и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
игра «Четвёртый лишний», пособие «Дары Фрёбеля» (модуль №8 «Палочки»), «ладошки» красного, зеленого, синего и желтого цветов, кружки красного, желтого и синего цвета, аудио запись спокойной музыки.
Методы, используемые в работе с детьми:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
Метод наглядной передачи информации
Метод словесной передачи информации
Методы стимулирования и мотивации:
Эмоциональные;
Социальные;
Игровые;
Методы контроля и самоконтроля:
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Содержание:
Ритуал начала занятия
Играет спокойная музыка, дети становятся в круг и берутся за руки, показывая тем самым психологу свою готовность к занятию.
Приветствие Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Психолог предлагает поздороваться сначала самим с собой. - Доброе утро, ребята! Скажите себе: «Здравствуйте ручки (погладить себя по рукам), здравствуйте, ножки (погладить свои ноги), здравствуй, ротик (улыбнуться), здравствуйте, глазки (поморгать глазами)». А друг с другом, давайте сегодня поздороваемся необычным способом: посмотрим друг другу в глаза и поздороваемся спинками. При этом постараемся не разговаривать.
Диагностика настроения
- Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? Я предлагаю поздороваться с нашими «эмоциями». Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. (Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой).
- Итак, у вас у всех хорошее настроение и это замечательно. Но у нас не всегда бывает хорошее настроение, оно может меняться в течении дня.
Упражнение «Закончи предложение»
Дети встают полукругом напротив психолога. Психолог поочередно бросает мяч каждому ребенку, произносит начало фразы:
- Мне грустно, когда…..
- Я радуюсь, когда…..
- Я злюсь, когда….
- Когда мне грустно, я…..
- Когда я злюсь, я…..
- Когда мне весело, я…… и т. д.
Ребенок поймавший мяч, заканчивает фразу.
Беседа «Что ты знаешь о школе?»
Педагог – психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну знаний. А кто из вас знает, где же она находится? (Ответы детей)
- Как вы уже догадались, мы отправимся в школу.
- Скажите пожалуйста, как вы думаете, чем отличается школа от детского сада?
Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника»
Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.
Дети перечисляют, например:
в садике спят, а в школе нет,
в садике играют, а в школе учатся,
в садике воспитатель, а в школе учитель и т. д.
- Ребята, что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками? - Вы бы остались еще на один год в детском саду?
- Ребята, прежде чем мы отправимся в школу, давайте вспомним правила дружбы, которые школьники должны соблюдать:
внимательно слушать и слышать друг друга;
помогать друг другу;
быть добрыми и вежливыми.
- Ну, что ж, теперь можно отправляться в путь, но сначала я вас посчитаю, чтобы никто не потерялся, а вы мне помогайте. (Счёт в прямом и обратном порядке от 1 до 8 и от 8 до 1).
- А теперь мы все превратимся в первоклассников, закрывайте глазки (звучит «волшебная» музыка). Все первоклассники знают, что должно лежать в портфеле. А вы знаете? Давайте соберем портфели в школу…
Игра «Собери портфель»
Цель: формирование положительного отношения к школе, развитие слуховой памяти. Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок, и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
-Как вы думаете, ребята, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка) - Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик)
Упражнение «Раскрась правильно»
Ребята, давайте немножко порисуем (раздать бланки с заданием «Раскрась правильно»).
- Возьмите цветные карандаши – синий, желтый, красный и зелёный.
- Раскрасьте маленькие шары так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый – рядом с красным.
- Раскрасьте большие кубики так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый был рядом с красным.
(Звенит колокольчик) - А теперь дети, переменка.
Пальчиковая гимнастика «В школу»
В школу осенью пойду. («шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду, (загибают по одному пальчику с мизинца)
Научусь читать, писать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду! (показывают большой палец)
Но свой садик не забуду! (грозят указательным пальчиком)
- Начинается второй урок! (Звенит колокольчик)
- Ребята, давайте, подумаем, какими качествами должен обладать первоклассник, что он должен уметь? (ответы детей)
- Молодцы, вы все правильно сказали, школьники должны быть внимательными, старательными, рассудительными и т.д.
А, вот какие вы внимательные и рассудительные, я предлагаю узнать на следующем уроке.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель игры: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, зрительное восприятие.
Ребята находят лишнюю картинку и убирают ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.
Педагог – психолог: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, теперь немного отдохнем и поиграем, выходите на ковер и становитесь в круг.
Игра «Сосед, подними руку» Цель игры: Воспитывать произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам - «одноклассникам». Ход игры: Играющие, стоят образуя круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять, не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
- Следующий урок! (Звенит колокольчик) Присаживайтесь за парты, мы начинаем.
Упражнение «Отгадай слово»
Цель: Совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.
Задание: Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, стараясь догадаться, какое слово зашифровано с помощью картинок.
Упражнение «Подумай и продолжи»
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задание: Педагог-психолог бросает мяч по очереди, каждому ребенку, называя слово. Ребёнок, поймавший мяч, придумывает и называет с ним словосочетание.
Кирпичный - дом
Крепкий – ….
Блестящая – ….
Домашняя – ….
Железная – ….
Чистое – …..
Вкусное – ….
Душистое – …. и т.д.
(звенит колокольчик) Урок закончен, а сейчас перемена и мы немного разомнемся.
Физкультминутка «Разноцветные ладошки»
(упражнение выполняется на ковре )
- Ребята, все первоклассники должны быть внимательными на уроках, чтобы ни чего не пропустить. Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам красную ладошку - хлопаем в ладоши, зеленую - топаем ногами, желтую - руки вверх, синюю - поворачиваемся вокруг себя.
- Ну, вот, мы немного отдохнули, начинается следующий урок! (Звенит колокольчик)
- Дети, первоклассники – очень дружные ребята, поэтому сейчас мы будем выполнять задание в парах.
Упражнение «Составь такой же узор» (пособие «Дары Фрёбеля)
Цель: развитие мелкой моторики, зрительной координации, развитие навыков работать в паре, согласовывать действия с партнером.
Дети в паре выкладывают предложенный узор из разноцветных палочек.
Вместе с детьми делаем вывод, оцениваем результаты.
Рефлексия «Моя Оценка»
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
Ребята, наше путешествие в страну знаний подходит к концу, вы все хорошо постарались и потрудились. Я вам предлагаю поднять и показать один кружочек из тех, что лежат у вас на столах.
Вы должны поднять и показать Красный круг (Если вам понравилось занятие и у вас все получилось).
Желтый круг (Вам понравилось занятие, но у вас не все задания получились).
Синий круг (Вам не понравилось занятие и у вас ничего не получилось).
Это и будет ваша соответствующая оценка. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
Заключительная часть
Игровая ситуация «Мы дошкольники»
Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.
Ребята, вы очень меня порадовали, вы умеете думать, обобщать понятия, работать в паре, мне очень понравилось, как вы занимались. Но нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг, закроем глазки и под звон колокольчика перенесемся в детский сад.
Ну, вот мы и в детском саду. Сегодня, когда вы придёте домой, обязательно поделитесь с родителями своими школьными успехами.
Ритуал прощания Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия. - Ребята, поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите своим соседям справа и слева руку и скажите: "Мне было приятно с тобой поиграть. Спасибо! "
- На последок, ребята, давайте вспомним нашу установку:
(Дети произносят все вместе, держась за руки)
«Мы хотим быть умными, сильными, красивыми,
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два, три, четыре, пять, будем это исполнять.
Десять, девять, восемь, семь, мы умелые совсем».
Список источников содержания:
Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.
Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.
Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.
Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».