Мы не рождаемся с чувством патриотизма
Сивкова Светлана Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 159»
Мы не рождаемся с чувством патриотизма. Но это - та обязательная черта личности, которая делает из нас Человека с большой буквы. В век глобализации происходит противостояние единства и национальной идентичности. Сегодня мы еще не готовы принять общее, одинаковое. Однако патриотизм - это то, что остается неизменным, потому что мы должны любить как свою страну, так и свою планету – наш межнациональный дом.
Патриотизм нужно преподавать, воспитывать, и до тех пор, пока мы передаем из поколения в поколение любовь и гордость за свое происхождение, мы считаемся жителями Земли. Дошкольные образовательные учреждения ставят себе задачу воспитать маленького гражданина своего Отечества, который ощущает свою принадлежность государству и нации. Поэтому начинать воспитание надо с детства, ребенок за первые годы своей жизни приобретает такие черты характера, которые незаметно связывают его со своим народом. Это происходит через знакомство со своим этносом, культурой, бытом, обычаями, традициями. Ребенок открыт новой информации, для него все ново и необычно, он удивляется разнообразию народов. Чем ярче впечатление – тем ярче образы возникают у ребенка, тем полноценнее представления о Родине, земле, нации, семье это и создает фундамент для развития патриотизма.
Прививание патриотизма происходит по вертикальной линии вверх, начиная с самого малого - семьи. Ценным в формировании патриотического духа ребенка являются отношения с матерью. Благодаря этому строится аналогия Родина - мать. Потом мы переходим к городу, знакомство с городом происходит через совместные выезды в музеи, которые хранят историю малой Родины, через изучение улиц, их названий, которые завязаны на исторических событиях. Далее изучаем область, край и заканчиваем страной.
Народное творчество - один из главных движущих факторов развития патриотического отношения. Народ в течение нескольких столетий выражал свои глубокие чувства к Отечеству в строках. А теперь с помощью сказок и песен ребенок учится мыслить, литературное творчество направляет его мысли. Эстетическое воспитание помогает детям найти себя, выявить свою национальную принадлежность, эстетика затрагивает то, что в глубине души. Исторические референции служат примерами поведения, которые можно проецировать и на обычную жизнь. Помимо патриотизма формируется и общий культурный духовный фон, который не менее важен. Пословицы и поговорки также хорошо работают на эту цель, потому что они емкие в своем содержании и образные, что оказывает большое воздействие на мышление ребенка.
Героико-патриотическое воспитание, как аспект становления патриотизма, ценится педагогами, потому что дает большие плоды. Великая Отечественная война – событие истории, которое произошло относительно не так давно, что дети могут лично общаться с участниками боевых действий. Это не представляется им легендой, а значит, так называемые экскурсии в прошлое воздействуют на психику сильнее, оставляя заметный отпечаток, укрепляя дух патриотизма и формируя гордость за свое старшее поколение, которое спасло население Земли от войны.
Сегодня мы не можем избежать межэтнических или межнациональных конфликтов, но при взращивании идей патриотизма в новом поколении, мы будем способны сократить их число. Патриотизм неразрывно связан с осознанностью, уверенностью, смелостью, решительностью. Этот букет качеств делает из ребенка не просто гражданина, любящего свою Родину, но и переживающего за ее судьбу, за ее население. Именно такой человек будет развивать ее, поднимать на новый уровень, принимая государственные решения, в которых не обойтись без вышеперечисленных качеств. И в целом, волевые качества и выносливость необходимы нашим детям, так как они будущие защитники нашей Родины.
Дошкольный возраст – это период социализации, ребенок только попадает в общество, начинает контактировать со сверстниками, высказывает свои идеи, приобщается к идеям других. И воспитание ребенка дошкольного возраста – это процесс наиболее ответственный, потому что происходит первая встреча ребенка с культурой и общечеловеческими ценностями. Дети равно будущее, и какое это будущее будет, какой будет наша страна, наш народ, зависит только от того, каким мы воспитаем детей, привьем ли мы им гордость за свою землю, которую они будут нести дальше вперед в будущее.