Музыкальное оформление: аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», «Рок музыка», «Прекрасное далеко» Е. Крылатов, «Вместе весело шагать» В. Шаинский.
Репертуар: сл. В. Орлова, муз. Т. Струве «Дом под крышей голубой», р.н. п. в обр. Т. Попатенко «У медведя в бору», прелюдия А. Эшпая «Танец деревьев», муз. М. Машденко «Займи дом».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Под музыку «Прекрасное далеко» Е. Крылатого дети входят в зал и садятся.
Ребенок: На земле мы живем с тобой
Нет прекрасней земли родной
Так давайте беречь и любить,
Не губить ее, не губить.
Ведущий: Дорогие дети! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике природы. Природа – наш общий дом. Ее надо беречь. С бесцельно сорванной ветки или цветка, с пойманной бабочки, не убранного за собой мусора в лесу начинается ее разрушение. Помни всегда об этом и береги природу!
Давайте же вместе споем хорошую песню о нашем прекрасном доме, о нашей планете Земля.
Исполняется песня «Дом под крышей голубой» сл.В. Орлова, муз. Г. Струве.
Входит почтальон (ребенок):
Телеграмма! Телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный:
Детский сад №2 «Аленький цветочек».
Ведущий: Спасибо, почтальон, это наш детский сад. Ребята, хотите узнать, что в этой телеграмме? (почтальон уходит)
Читает телеграмму:
Я хочу Вас пригласить, на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут Вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет,
Чтоб поляночку найти, надо мостик перейти,
А потом через болото, а потом, кому охота
Ручеек перешагнуть и еще пройти чуть-чуть.
Здесь найдете вы меня,
В добрый путь, смелей друзья.
Ведущий: дети, хотите отправиться в гости и узнать, кто послал нам эту телеграмму? Тогда давайте отправимся в сказочный лес, но в начале споем веселую песню, которая нам будет в пути помогать.
Дети поют песню «Вместе весело шагать» В. Шаинского
Ведущий: Чтобы попасть в лес надо пройти полосу препятствий.
Эстафета «Преодолей препятствия»
Включает следующие задания:
Перепрыгнуть через мягкий брус.
Пройти по кочкам болота.
Пробежать по узкой стороне скамьи.
Перепрыгнуть на двух ногах через маленькие бруски.
Ведущий: Вот мы и в лесу. Давайте сядем и послушаем звуки леса (звучит музыка леса) Мы слышим, как рычит медведь, жужжит оса, каркает ворона, пищит синица, кукует кукушка, (дети имитируют звуки)
Ведущий: А куда нам идти дальше? Кто нам покажет дорогу? А давайте спросим у дерева, что стоит на пригорке. Ребята, угадайте, что это за дерево?
Платье потерялось,
Пуговки остались.
(Рябина)
Ведущий: Правильно – это рябина.
Ведущий: Рябинка, скажи, кто нам телеграмму прислал?
Рябина (ребенок): А вы сначала со мной поиграйте.
Проводится игра «Рябинка»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг девочки, которая изображает рябинку, и говорят:
Всех мы за руки возьмем
И к рябинке подойдем.
Ты, рябинка красная, подскажи,
Что ребятам делать – покажи.
Девочка – рябинка показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!»
Дети повторяют эти движения.
Рябина: Ну, спасибо, вы меня развеселили, хорошо поиграли. А то я совсем заскучала. А кто написал вам телеграмму, я не знаю. А вы спросите у лесных жителей. Может они знают.
Ведущий: Но в лесу мы всего гости, а хозяева, да вот один из хозяев идет.
Выходит медведь, садится под елку.
Проводится игра «У медведя в бору» (р.н.п. в обработке Т.Попатенко)
Дети с песней идут гулять в лес, наклоняются за ягодами и грибами, поют:
«У медведя в бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь лежит
И на нас ворчит».
С окончанием музыки – песни медведь просыпается, не спеша выходит из «берлоги». Дети присаживаются и сидят не шевелятся.
Медведь: смотрит во все стороны и говорит: «Кто это поет, мне спать не дает?»
Медведь никого не замечает.
Нет, нету никого
Возле дома моего
Пойду опять в берлогу спать!
Медведь уходит. Дети встают и поют песню, собирая грибы и ягоды. С окончанием песни вновь появляется медведь.
Медведь: Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Дети быстро присаживаются, прячась от медведя. Если кто-нибудь зашевелится, медведь берет его за руку и говорит: Вот кто здесь гулял, кто мне спать мешал?»
Пойманного, медведь уводит в берлогу.
Дети подходят к дому и просят:
– Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти.
Медведь: Так и быть, не потащу!
Так и быть, отпущу!
Пусть только спляшет.
Дети встают в круг, пойманный пляшет, дети хлопают в ладоши (русскую народную мелодию). С окончанием музыки медведь со словами «А теперь берегись», ловит детей, которые убегают на стульчики.
Ведущий: Мишенька, пока ты не ушел, скажи, кто нам эту телеграмму прислал?
Медведь: Я не знаю, а может белка подскажет. (медведь уходит)
Появляется белка.
Дети: Белка, белка расскажи,
Белка, белка покажи,
Кто нам телеграмму прислал?
Белка (ребенок): Очень просто. Прыгайте за мной с ветки на ветку. Быстрее за мной.
Ведущий: Белка, белка не спеши. Мы не умеем прыгать по деревьям. Лучше мы еще кого-нибудь попросим.
Появляется заяц.
Дети: Зайка, зайка расскажи,
Зайка, зайка покажи,
Кто нам телеграмму прислал?
Заяц (ребенок): Дорожку показать? Нет ничего проще! Скачите по тропинке. Сначала будет пахнуть грибами, потом лисьей норой, потом сосновой корой, а там рукой подать!
Ведущий: Спасибо тебе, Зайка, только вот беда, запахи такие нам не уловить никогда. Придется еще кого-нибудь спросить.
Появляется пчелка.
Дети: Пчелка, пчелка расскажи
Пчелка, пчелка покажи,
Кто нам телеграмму прислал?
Пчелка (ребенок): Ж – ж – ж! покажу. Смотрите, куда я полечу! Да он по лесу гуляет, да вас поджидает! (дети идут за пчелкой)
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Я давно вас жду. Вы добрые и отзывчивые, и я думаю, что вы поможете мне.
Ведущий: Что случилось, Старичок-Лесовичок?
Лесовичок: Стонут и гибнут деревья, сохнут кустарники, вянет трава, грустно склонили свои головы цветы. А все оттого, что пришли плохие, злые люди и оставили после себя кучи мусора и грязи.
Лесовичок: Пойдемте, я покажу вам свои владения.
Ведущий: А как себя в лесу вести, помните, ребята? Как сохранить красоту Земли? (сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых).
Лесовичок: А знаете ли вы, какую пользу приносит лес людям? (чистит воздух, спасает землю от засухи, защищает урожай, украшает землю. Лес – это скатерть самобранка в ней можно найти и грибы, и орехи ,и ягоды, и травы).
– А есть ли у вас друзья среди деревьев? Кто они? Ведь быть настоящим другом нелегко, этому тоже надо учиться.
Слышится плач.
Ведущий: Кто это плачет? Что случилось?
Выходят три девочки в костюмах деревьев (ивы, черемухи, лесной сирени и исполняют «Танец деревьев» - прелюдия А. Эшпая.
Лесовичок: Что случилось милые подружки?
Деревья: Мы первая зелень и из-за этого нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам.
Ведущий: Какую помощь мы можем оказать деревьям? А как вы знаете деревья, мы узнаем, поиграв в игру «Найди к дереву листок».
Подготовка: на полу раскладываются стволы разных деревьев (вырезанные из картона) с одним прикрепленным листочком. Остальные листочки (из бумаги) разбросаны по полу.
Ход игры: на счет «Раз, два, три, начни!» Дети подбирают соответствующую «одежду» дереву (листья).
Игра проводится два раза, деревья и листья можно менять.
Лесовичок: Хорошо вы играли ребята, находили деревья легко. Только знайте, что лес не забава. Он богатство нашей страны.
Лесовичок: Ребята отгадайте.
А в лесу у меня живет
Птица не простая
Верещунья, белобока
А зовут ее …
Сорока
Появляется сорока.
Сорока (ребенок): Кто тут звал меня, вы не знаете друзья? Что в лесу беда, беда, все скорей сюда, сюда.
Ведущий: Да что же случилось сорока, скажи, о горе – беде ребятам расскажи.
Сорока: В нашей чаще лесной
Появляться страшно –
Там разбойники живут,
Сок деревьев они пьют
И расти им, не дают.
Ведущий: Что же это за злодей объясните мне скорей.
Дети: Вредители – жуки, гусеницы.
Сорока: Кто же нам поможет, врагов уничтожит – червяков и гусениц…
Дети: Птицы, наши друзья – птицы.
Вылетают «птицы дети» и уничтожают гусениц и жуков.
Ведущий: Птиц ловить, друзья, не надо!
Будут птицы на свободе
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
Ведущий: Птицы – часть родной природы – мы должны их оберегать, им помогать, не разорять птичьих гнезд, не трогать птенцов.
Лесовичок: Давайте поиграем в игру «Займи дом» (муз. М. Машденко)
Дети-птицы в шапочках на голове – они встают в центр круга, остальные дети берутся за руки и образуют «домик» круг. В каждом домике птичка. В центре зала сидит птичка, которой не хватило домика.
1 часть музыки: Дети спокойным шагом идут вправо по кружочкам. Птички сидят.
2 часть музыки: Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Все птицы улетают (бегают в разные стороны) с окончанием музыки каждый стремиться занять домик.
Ведущий: Давайте послушаем, как поют птицы в лесу.
Дети слушают голоса птиц (аудиозапись)
Вдруг слышится громкая резкая музыка.
Лесовичок: (охает) Что же это такое?
Все идут на шум. Подходят к поляне, на которой набросан мусор. На поляне сидит Баба Яга и ломает ветки, подбрасывая их в костер.
Лесовичок: Баба Яга, зачем ты наломала столько веток?
Баба Яга: Не видишь, метлу делаю.
Дети с ведущим объясняют Бабе Яге последствия небрежного обращения с природой.
Ведущий: Природа – наш дом. В доме должен быть порядок, иначе негде будет жить.
Баба Яга начинает быстро переносить мусор с одного места на другое, все теряет, опять поднимает, у нее все падает из рук, ничего не получается.
Ведущий: Баба Яга, посмотри, как это делают наши дети, и поучись у них (дети собирают мусор в пакеты)
Баба Яга: Как стало чисто вокруг и красиво!
Лесовичок: Я слышу, как радуются растения и животные на поляне. Они благодарят вас за помощь. Посмотрите на деревья и кустарники. Им стало легче дышать. Трава и цветочки распрямились и кивают вам своими головками, потому что вы убрали с них банки, бумагу, палки. Вы славно потрудились!
Лесовичок: Молодцы! Вы мне очень помогли. Но пора заниматься делами! Их у меня очень много. До свидания! (Лесовичок и Баба Яга уходят)
Ведущий: Нам тоже пора возвращаться.
Звучит веселая мелодия.
Ведущий: Вот мы и вернулись в детский сад и подведем итог.
Чтоб могли леса цвести, и сады, и речки, все живое береги, ты на этом свете.
Литература
Арапова-Пискарева Н. А. «Маленькие россияне» М. «Мозайка – Синтез» 2007 г.
Дзюба П. П. «Практическая копилка воспитателя детского сада» Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 г.
Луконина Н. Н. «Утренники в детском саду: Сценарии о природе» М. «Артис - пресс» 2002 г.