У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««наблюдения и эксперименты зимой»»
«НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗИМОЙ»
Старший воспитатель Орехова О.Г.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времён года. Дошкольники с интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества, художественной литературе, искусстве.
Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы – наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.
В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, за растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:
- наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;
- птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;
- животными, их повадками и особенностями поведения;
- снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;
- только что выпавшим снегом;
- свежим морозным воздухом и др.
Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово.
В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на тёмном рукаве куртки, шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звёздочки, загадайте загадку А. Рождественской:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Когда идёт снег, понаблюдайте, как меняется всё вокруг, как красиво становится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, землю покрываю» и др.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Приучите ребёнка высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, одним словом работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей.
Во время наблюдений необходимо применять народные мудрости: приметы, загадки, потешки, легенды, пословицы, поговорки.
Например,
Вороны каркают стаей – к морозу.
Если зимой облака идут против ветра – к снегу.
Не тот снег, что метёт, а тот что сверху идёт.
Ветер снег съедает.
Загадки: – Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (снег)
В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)
Важна практическая деятельность детей в зимний период. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, зарисуйте следы, оставленные на снегу. Оформите альбом с изображением разных форм снежинок, сделайте фигурки из снега, разноцветные льдинки.
Совместно с детьми можно:
- изготовить кормушки для птиц;
- зарисовать птиц, животных, их следы, оставленные на снегу;
- выявить свойства различных агрегатных состояний воды;
- уплотнить снег вокруг деревьев, кустарников;
- зарисовать морозные узоры, снежинки, создать альбом;
- изготовить различные фигуры из снега, разноцветные льдинки для украшения участка.
Огромное значение имеет экспериментальная деятельность с детьми, вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Метод экспериментирования – средство, позволяющее детям моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей.
Вот примеры несложных опытов, которые можно провести не только в МБОУ, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.
2. Предложите детям отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной или горячей водой. Раскладываете лёд и наблюдаете за происходящими изменениями. Делаете вывод.
3. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у детей, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить детям, почему нельзя есть снег.
Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать их к выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необходимо не только прививать навыки трудовой деятельности, но и способствовать накоплению системы знаний о растительном мире: как правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения. Также с помощью простейших опытов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые: они пьют, дышат, развиваются, им необходимы соответствующие условия жизни – свет, влага, тепло.
Зимняя природа, как сказка, полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю необходимо научить детей искать и находить новое в уже известном, когда – то увиденном.