kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«наблюдения и эксперименты зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««наблюдения и эксперименты зимой»»

«НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗИМОЙ»


Старший воспитатель Орехова О.Г.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времён года. Дошкольники с интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества, художественной литературе, искусстве.

Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы – наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.

В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, за растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:

- наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;

- птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;

- животными, их повадками и особенностями поведения;

- снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;

- только что выпавшим снегом;

- свежим морозным воздухом и др.

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово.

В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на тёмном рукаве куртки, шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звёздочки, загадайте загадку А. Рождественской:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.  (снежинка)

Когда идёт снег, понаблюдайте, как меняется всё вокруг, как красиво становится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, землю покрываю» и др.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Приучите ребёнка высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, одним словом работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей.

Во время наблюдений необходимо применять народные мудрости: приметы, загадки, потешки, легенды, пословицы, поговорки. 

Например,

Вороны каркают стаей – к морозу.

Если зимой облака идут против ветра – к снегу.

Не тот снег, что метёт, а тот что сверху идёт.

Ветер снег съедает.

Загадки: – Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (снег)

В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)

Важна практическая деятельность детей в зимний период. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, зарисуйте следы, оставленные на снегу. Оформите альбом с изображением разных форм снежинок, сделайте фигурки из снега, разноцветные льдинки.

Совместно с детьми можно:

- изготовить кормушки для птиц;

- зарисовать птиц, животных, их следы, оставленные на снегу;

- выявить свойства различных агрегатных состояний воды;

- уплотнить снег вокруг деревьев, кустарников;

- зарисовать морозные узоры, снежинки, создать альбом;

- изготовить различные фигуры из снега, разноцветные льдинки для украшения участка.

Огромное значение имеет экспериментальная деятельность с детьми, вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Метод экспериментирования – средство, позволяющее детям моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей.

Вот примеры несложных опытов, которые можно провести не только в МБОУ, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.

1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.

Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.

Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.

2. Предложите детям отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной или горячей водой. Раскладываете лёд и наблюдаете за происходящими изменениями. Делаете вывод.

3. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у детей, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить детям, почему нельзя есть снег.

Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать их к выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необходимо не только прививать навыки трудовой деятельности, но и способствовать накоплению системы знаний о растительном мире: как правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения. Также с помощью простейших опытов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые: они пьют, дышат, развиваются, им необходимы соответствующие условия жизни – свет, влага, тепло.

Зимняя природа, как сказка, полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю необходимо научить детей искать и находить новое в уже известном, когда – то увиденном.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«наблюдения и эксперименты зимой»

Автор: Орехова Ольга Георгиевна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Организация наблюдений за природными явлениями "
    ["seo_title"] => string(54) "orghanizatsiia-nabliudienii-za-prirodnymi-iavlieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "207694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430591969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока  на тему "Как зимуют травы, кустарники и деревья" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kak-zimuiut-travy-kustarniki-i-dieriev-ia"
    ["file_id"] => string(6) "100491"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402382006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "начальная школа доклад "
    ["seo_title"] => string(25) "nachal-naia-shkola-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "199316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428566861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Выступление к проекту Зимушка - зима "
    ["seo_title"] => string(38) "vystuplieniie-k-proiektu-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "185659"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426227420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Проект "Зимушка - зима" "
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "185731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426234829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства