Накопление сенсорного опыта детьми с нарушением зрения
Накопление сенсорного опыта детьми с нарушением зрения
Здоровье сбережение – это часть валеологической культуры, которую необходимо прививать с детства. Предметом валеологии является здоровье здорового человека, другими словами необходимо создавать для воспитанников все условия для охраны здоровья, в том числе и зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Накопление сенсорного опыта детьми с нарушением зрения»
Накопление сенсорного опыта детьми с нарушением зрения
Здоровье сбережение – это часть валеологической культуры, которую необходимо прививать с детства. Предметом валеологии является здоровье здорового человека, другими словами необходимо создавать для воспитанников все условия для охраны здоровья, в том числе и зрения.
Конечно, необходимы факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья и они должны быть оптимально гуманны:
-организация процесса воспитания и образования (длительность занятия и перерыв);
-методы и формы обучения, мотивирующие познавательную деятельность;
-психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
-санитарно – гигиенические условия (проветривание помещений, чистота, температурный режим (с учетом возрастной динамики);
-рациональное питание;
-медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры (закаливание, упражнения).
1. Представление о здоровом ребенке, который является не только эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2.Здоровый ребенок рассматривается как целостная телесно – духовная личность (в здоровом теле здоровый дух).
3. Оздоровление требуется не как совокупность лечебно – профилактических мер, а как форма развития, расширения психо – физических возможностей ребенка.
4.Ключевым средством оздоровительно-развивающей работы является индивидуально –дифференцированный подход.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, эмпатичен, самокритичен;
- в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться, восхищаться, сочувствовать, переживать.
К окончанию дошкольного детства должны быть заложены предпосылки к успешному обучению в школе, которые, в первую очередь, определяются уровнем состояния здоровья.
Грустная статистика показывает, что большинство детей знакомо с болезнями, и даже очень близко. Возвращаясь в детский сад после болезни не успевшими восстановиться, дети быстро утомляются, внимание снижено. Необходимо создать щадящий режим нагрузки, как общий, так и зрительный, потому что на фоне простудных и других заболеваний, снижении иммунитета у детей может снизиться острота зрения. Это функциональные расстройства можно преодолеть путём соблюдения зрительной нагрузки, использования здоровье сберегающих технологий.
Если ребёнок здоров, он обязан посещать детский сад. Это необходимо объяснить детям, довести до сведения родителей, которые склоны делать поблажки, чтобы оставить здорового ребёнка дома и побаловать его по какому-то семейному поводу, да и без повода. В то время, как ребёнок пребывает дома, он лишается педагогического воздействия, в знаниях появляются пробелы, интерес к их получению исчезает, волевые привычки расслабляются. Необходимо вести разъяснительную работу по этому вопросу. Обязанности родителей должны совпадать с позицией дошкольного учреждения в:
- обеспечении безопасности детей;
-сохранении здоровья (в том числе - зрения);
-помощи обучаться;
- привлечении интереса к процессу получения знаний.
Основным критерием оценки здоровья ребёнка является адекватность, то есть выносливость, стойкость к невзгодам, работоспособность, физическая и психическая гармоничность. По большому счёту, здоровье – это отсутствие каких-либо ограничений в учёбе, работе, жизни.
Можно сказать уверенно, что многие условия охраны здоровья нами соблюдены: нагрузки, двигательный режим, комфортность пребывания, учёт индивидуальных особенностей, дифференцированный подход, создание доступной развивающей среды, подбор материала, организация рабочего места. Остановлюсь на возможностях оборудования детского сада для использования в качестве здоровье сберегающих технологий. Большие возможности дают солевая терапия, пескография, изотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психокоррекция. Одну и ту же игру можно проводить в разных вариантах, чтобы способствовать и охране зрения, и развитию мелкой моторики, и правильному дыханию, и снятию психоэмоционального напряжения. Многое зависит от самого педагога, умения подобрать игры и упражнения с использованием многофункционального оборудования, заинтересовать ребёнка, учитывать его наклонности. Но некоторые непреложные правила сохранения здоровья детей зависят исключительно только от нас, взрослых.
Зрение:
-следить за очками, ношением, хранением, учить двигаться и играть безопасно;
-соблюдать рекомендации по зрительным нагрузкам и посадке детей;
-массаж (руками, моргание);
-регулярно выполнять зрительную гимнастику соответственно возрасту;
-двигательный режим, смена динамических поз;
-организация рабочего места (освещение, использование тифлооборудования: шаблоны, трафареты, оптические средства, подставки, доски с резинками, подбор демонстрационного и раздаточного материала, его расположение);
-применение лабиринтов в пространстве (напольные, настенные, настольные, на потолке);
- метки на стекле, фиксация взора на дальних объектах, расслабление;
-учить пользоваться зрением на разных расстояниях, в разном положении (стоя, сидя, лёжа, перевернутые картинки, цифры, контуры, силуэты, конторки);
-развитие сенсорной сферы, игры «Дары Фребеля», «Пертра», многофункциональный и интерактивный столы, сенсорные панно;
Мелкая моторика:
-упражнения для рук (укрепление мышц, захваты, обводка на «Светлячке», через копирку, кальку, на светопесочном столе, по соли, кофе, ручная умелость, лабиринты «Пальчики шагают»);
-массаж рук (растирание, постукивание, похлопывание, сжимание, разжимание);
-игры с фетром (разные виды застёжек: кнопки, пуговицы, молнии, липучки, крючки), выкладывание из мягких модулей.
Дыхание:
- игры, упражнения на развитие правильного дыхания (поверхностное, глубокое и полный выдох, задержка, направленное дыхание, очищающее -выдыхать с силой, толчками до конца);
-игры в солевом бассейне, использование солевой лампы, рисование по соли.
Психокоррекция:
- игры и упражнения для концентрации внимания;
- игры и упражнения для снятия напряжения, тревожности, гипнрактивности, на расслабление;
-гимнастика мозга (рисование обеими руками: в одном, разном направлении, симметрично, дорисовка, затем разные предметы разными руками на светопесочном столе, на приборе «Светлячок», на прозрачном мольберте, плёнке, подносе с солью, манкой, кофе).