Мотивационный (подготовительный) этап. | Создать эмоциональный настрой ребенка. | Словесный метод: Приветствие. | I. Вступительная часть занятия. 1. Вступительное слово воспитателя: - Здравствуйте! Ребята, встаньте в круг, взявшись за руки, улыбнитесь друг другу. 2. Приветствие: - Давайте поздороваемся друг другом с помощью нашего солнышка (воспитатель показывает детям солнышко). Мы будем передавать по кругу солнышко, говоря ласково имя того, кому передаем солнышко. Воспитатель начинает круг: - Здравствуй, Настенька! Затем воспитатель передает солнышко по кругу. - Доброе утро, солнце! Доброе утро всем! Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу. - А теперь, давайте сядем за свои парты. | Дети здороваются и встают в круг, взявшись за руки. Дети передают по кругу солнышко, говоря ласково имя того, кому передают солнышко. Поднимают руки. Разводят руки. Дети садятся за парты. | Дети готовы к занятию. |
Основной (содержательный) этап. | Создать условия для восприятия нового материала. | Словесный метод: Беседа с детьми. Словесный метод: рассказ воспитателя. Словесный метод: Вопрос. Словесный метод: Чтение нанайской сказки «Айога». Практический метод: Физминутка. | II. Основная часть: 1. Беседа: - Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? - Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? - Почему хорошо? - А почему плохо? - Да, ребята, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога». В ней мы узнаем про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала не было и узнаем, чем это закончилось. - Ребята, а вы знаете, кто такие нанайцы? - Нанайцы - это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и Уссури. Слово «нанай» растолковывается как «на» - земля, «най» - человек. Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки. Итак, приготовьтесь слушать сказку «Айога». 2. Чтение нанайской сказки «Айога»: В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать: - Принеси воды, дочка! Айога отвечает: - Я в воду упаду. - А ты за куст держись, - говорит ей мать. - Куст оборвется, - говорит Айога. - А ты за крепкий куст возьмись. - Руки поцарапаю… Говорит Айоге мать: - Рукавицы надень. - Изорвутся, - говорит Айога. А сама все, в медный таз смотрится - какая она красивая! - Так зашей рукавицы иголкой. - Иголка сломается. - Возьми толстую иголку, - говорит отец. - Палец уколю, - отвечает дочка. - Наперсток возьми… - Наперсток прорвется. Тут соседская девочка говорит матери Айоги: - Давай за водой схожу, мать! Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо. Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит: - Дай мне лепешку, мать! - Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать. - А я рукавицы надену, - говорит Айога. - Рукавицы мокрые… - Я их на солнце высушу… - Покоробятся они, - отвечает мать. - Я их мялкой разомну. - Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога, пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги, стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге: - Возьми лепешку, Айога, мне не жалко. Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились. - Не надо мне ничего-го-го! - кричит. Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая… Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит: — Айога-га-га! Айо-га-га-га! - А теперь, ребята, давайте отдохнем. 3. Физминутка: Воспитатель берет в руки «волшебную палочку» и делает 2 взмаха. Чудо – палочку возьму И два раза ей взмахну, И сейчас вы из детей Превратитесь в лебедей! Мы направо повернулись, Крылья к солнцу потянулись! Мы налево повернулись И друг другу улыбнулись! Хоть лететь нам нелегко, Но летаем высоко! Опустились на реке И поплыли по воде, Шею вытянул вперед Лебединый весь народ. И, поев немного хлеба, Снова мы взлетели в небо! Вам понравилась игра? Возвращаться нам пора! Снова палочку возьму (воспитатель берет «волшебную палочку») И два раза ей взмахну (воспитатель делает ею два взмаха). И теперь из лебедей Превратились вы в детей! - Молодцы, ребята. | - Да. - Это хорошо, а может быть и плохо. - Хорошо, потому что можно привести себя в порядок. - Плохо, потому что можно провести много времени у зеркала. Дети внимательно слушают воспитателя. - Нет. Дети приготавливаются слушать сказку. В воздухе руками рисуют большой круг. Поворачивают голову направо. Поднимают руки вверх. Поворачивают голову налево. Улыбаются. Вытирают пот со лба. поднимаются на носочки и «машут крыльями». Присели на корточки. делают волнообразные движения руками. Тянут шею наверх. Изображают, что жуют. Машут руками как крыльями. - Да. Хлопают в ладоши. | Дети активно участвуют в беседе. |
Заключительный (рефлексивный) этап. | Закрепить и обобщить полученные знания. | Словесный метод: Беседа с детьми. Игровой метод: Игра «Назови лишнее». | 1. Беседа по сказке: - Ребята, вам понравилась сказка? Воспитатель предлагает детям 2 рисунка с изображением девочек. - О чем сказка эта? - Какая Айога была? - А соседская девочка какой была? - Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мама? - Как поступила Айога? - Какая у Айоги мама? - Кто помог маме? - Правильно ли поступила мама, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? - Почему? - Мама поступила по справедливости. - Молодцы, ребята. 2. Игра «Назови лишнее». - А сейчас давайте поиграем в игру «Назови лишнее». Я вам буду говорить слова, а вы должны найти лишнее среди них слово. - Вы согласны? -Тогда слушайте внимательно: Улыбка, радость, грусть, веселье, какое слово лишнее? - Правильно. Доброта, забота, внимательность, злость, какое слово лишнее? - Правильно. - Щедрый, добрый, жадный, заботливый, какое слово лишнее? - Верно. - Лживый, справедливый, честный культурный, какое слово лишнее? - Правильно. - Трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый, какое слово лишнее? - Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо слушали сказку и хорошо работали. | - Да. - Эта сказка о девочке Айога, которая не помогала своей маме и превратилась в лебедя. - Айога была ленивой, хитрой, злой, горделивой. - Соседская девочка была доброй, отзывчивой, вежливой, ласковой. - Мама отдала лепешку соседской девочке, потому что она принесла ей воды. - Мама попросила дочку принести воды. - Айога стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить. - Мама у Айоги трудолюбивая, мудрая, справедливая. - Маме помогла соседская девочка. - Да. - Потому что Айога не принесла воды, а соседская девочка помогла ее маме. - Да. Дети слушают. - Грусть. - Потому что это слово - Злость. - Жадный. - Лживый. - Ленивый. | Дети активно участвуют в итоговой беседе после чтения сказки «Айога». |