Просмотр содержимого документа
«Народная кукла как средство приобщения детей к истокам родной культуры»
Народная кукла как средство приобщения детей к истокам родной культуры
Интерес к истокам родной культуры в современном мире возрастает. Происходит это потому, что знание людьми традиций и культуры своего народа обогащает жизнь, вселяет чувство гордости за себя и свою семью, укрепляет связь поколений.
Кукла считается самой древней и популярной до сих пор игрушкой. Она обязательный и верный спутник детских игр. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, любовь и заботу.
Кукла помогает детям исполнять различные роли, имитируя мир взрослых отношений, передает историю, культуру народа.
Народная кукла, в отличии от многих современных игрушек, не несет негативного влияния, таких как :
2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формирование негативных установок личности;
3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
5) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум [2, с.15,16].
В своей работе мы опирались на рабочую программу, разработанной на основе авторской программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [7], использовали серию книг «Народный календарь» Лыковой И.А. и Шипуновой В.А. [3;4;5;6].
Цель работы: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры; расширять представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; обогащать речь детей с помощью поговорок и потешек; воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду мастеров; активизировать и вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Задачи: воспитательные: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа; воспитывать нравственно-эмоциональные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение; развивающие: развивать социальные навыки: умение брать на себя роль хозяйки, матери, жены, дочери, бабушки; развивать родительско-детские взаимоотношения, навыки совместного творчества родителей и детей.
Ожидаемые результаты: обучая детей созданию куклы, мы хотели убедиться, что это занятие интересно и девочкам и мальчикам; научить детей пользоваться технологической картой; пополнить развивающую среду группы; активизировать и вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ.
На протяжении всего учебного года на занятиях НОД и НОО мы знакомили детей с историей возникновения народных промыслов, видами росписей: дымковская, городецкая, гжель, хохлома. Линия приобщения детей к народной культуре проходила через все виды деятельности, но углубленно эта работа была проведена во время проекта «Традиции русской культуры». Так, работая с детьми старшей группы, мы проводили: консультации для родителей: «Наши руки не для скуки», «Кукольный сундучок», «Сюжетно-ролевые игры с куклами»; рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (об устройстве быта, труда, отдыха, играх и развлечениях людей в старину); беседы с детьми: «Устройство русской избы», «Народные игры и праздники», «Одежда людей в старину. История русского костюма», «Тряпичные народные куклы» (с рассматриванием видов тканей, ниток для изготовления кукол), «Хлеб, да каша – еда наша» (рассматривали виды круп и зерна, их использование в быту); чтение поговорок и потешек; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери» с куклой пеленашкой. Совместно с родителями пополнили группу дидактическим материалом.
В рамках авторской парциальной музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. Мы входим в мир прекрасного» Вербенец А.М., Столяров Б.А., и др., был организован культурный досуг. Совместно с родителями дети посетили выставку «В горнице моей светло» в музее имени М.А. Врубеля. Дети узнали об устройстве русской избы, рассмотрели композиции и сюжеты из жизни людей, которые были представлены авторскими игрушками по мотивам народных игрушек.
Итогом нашей работы стало занятие «Изготовление куклы «Зерновушка», проведенное с участием родителей. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении занятия.
Результаты: обучая детей изготавливать куклы, мы убедились, что это занятие увлекательно, как для девочек, так и для мальчиков. Дети научились пользоваться технологической картой и теперь могут самостоятельно сделать кукол из лоскутов ткани и ниток. Результат работы порадовал детей и родителей ярким кукольным хороводом. Дети остались довольны своими поделками, с желанием и интересом играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры.
На данном этапе народная кукла не несет в себе языческого умысла, рассматривается как художественная ценность, используется для детских игр и забав, развития творческих способностей, коммуникативных навыков.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В крестьянских семьях было много детей, так и тряпичных кукол в некоторых домах до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Традиционную народную куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лук, веточек, палочек и конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад. Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры. Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Её легко можно было разорвать руками. Делали кукол также и из новой ткани – для свадеб и на подарки. Куклы наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступно для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству. В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей – она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты [1, с.16].
Ребенок, получая одну игрушку за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! В куклы не только играли - с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору. Они были рядом на свадьбах или при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами. Через эти милые создания дети начинали постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю [1].
Литература:
1. Береснева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Печатная слобода, 2013.
2. Корабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. М.:, 2014.
3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. Цветной мир, 2017.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Зима-чародейка. Цветной мир, 2017.
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Золотая осень. Цветной мир, 2017.
6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Лето красное. Цветной мир, 2017.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.