Просмотр содержимого документа
«"Народная тряпичная кукла"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»
Познавательно- творческий проект
«Народная тряпичная кукла»
для детей 6-7 лет
Автор проекта: воспитатель
Баянова Наталья Витальевна
Лобва
2017
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Тема проекта:«Народная тряпичная кукла»
Актуальностьпроекта:
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукласчитается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклыспособны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла– первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла– зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Проблема проекта: Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы. Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
Обучающая:
1.Познакомитьс историей возникновения кукол, способами их использования;
2. Познакомитьс техникой изготовления народной тряпичнойкуклы;
3.Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающая:
1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к народной тряпичной куклеи бережное отношение к культуре своего народа;
2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм,народной музыке.
3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.
Участникипроекта: дети 6-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
1)Мастер - класс для родителей с детьми по изготовлению куклы «Кукла колокольчик».
Дети, воспитатель родители
Пт
Завершение проекта:
- создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла»;
- презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;
- посещение музея детьми других групп.
Дети, воспитатель
Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
-проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклыспособны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народнойигрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Завершение проекта
-Презентация проекта.
Список литературы
Методическая литература
1.Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/
5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва
Детская литература
6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»