kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные игры Вологодской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русские народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для детей они ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные игры Вологодской области»

Русские народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для детей они ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни. Знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Задачи:

  • Развивать различные виды памяти.

  • Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

  • Развивать мыслительные операции через игру.

  • Развивать воображение.

  • Учить снимать эмоциональное напряжение с помощью игры.





Карточка № 1

Народная игра «Утушкой играть» (Бабушкинский р-он)

Игроки делились на две группы, одна из которых, взявшись за руки, образовывала круг. Остальные игроки становились в цепочку, ухватив друг друга за подол, и начинали бегать «змейкой» под поднятыми руками, стоявших в кругу, пока не заканчивалась песня. Первый в цепочке игрок назывался «утицей», остальные «утятами».

- Утица шла,

Моховая шла

По каменью,

По-за ламенью,

Сама прошла,

Детей провела,

Самого лучшего ребеночка

Оставила.

Как только песня заканчивалась, игроки, образовавшие руг, опускали руки, и «утята», не успевшие выбежать из круга, оставались внутри него. Так повторялось, пока «утица» не оставалась одна.



Карточка № 2

Народная игра «Бабушка, бабушка» (Бабушкинский р-он)

Один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на пригорке. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудь кричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивала с земли и гналась за детьми. Кого догоняла, сажала на свое место.




Карточка № 3

Народная игра «Ворона летит» (Бабушкинский р-он)

Дети рассаживаются вокруг стола, по­ложив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от то­го, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев ле­жащей на столе руки. Все участни­ки должны также поднять этот па­лец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает па­лец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Иг­ра продолжается в убыстряющем­ся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.






Карточка № 4

Народная игра «Нашёптышек» (Бабушкинский р-он)

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А другой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место. «Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.






Карточка № 5

Народная игра «Золото хоронить» (Бабушкинский р-он)

Водящие под пение ходят по кругу. Один из них держит в сложенных «лодочкой» ладонях какой-нибудь мелкий предмет: кольцо, монетку, камешек. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что кладет ему этот предмет в сложенные таким же образом ладони или в собранный «гнездышком» фартук. Водящие обходят всех игроков несколько раз, пока не будет положено колечко и не закончится припевка. Затем второй водящий должен угадать, у кого находится колечко. Если угадывал, то он идет «хоронить» (то есть прятать) колечко вместе с тем игроком, у которого было колечко и на место которого садиться первый водящий. Если же водящий ошибся, то игра повторяется или водящий выполняет какое-нибудь задание: поет, пляшет и т.д.

Хороняю, вороняю

Чисто серебро, чисто золото.

Отгадай-ко, девушка,

Отгадай красавица,

В какой руке золото,

В какой руке серебро?






Карточка № 6

Народная игра ««Лалом играть» (Бабушкинский р-он)

Дети, взявшись за ру­ки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводи­ла») тащит за собой по улице, де­лая по пути неожиданные поворо­ты, то ускоряя, то замедляя дви­жение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».




Карточка № 7

Народная игра «Лук рвать» (Тотемский р-он)

Игроки вставали друг за другом, обхватив впереди стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвеча­ла: «Рви, сколько хочешь». Полу­чив  разрешение,  водящий  шёл в другой конец и, ухватив послед­него в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.




Карточка № 8

Народная игра «Мышка» (Тотемский р-он)

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю­щих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».



Карточка № 9

Народная игра «Иголочка и ниточка» (Тотемский р-он)

Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло­го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старает­ся двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.




Карточка № 10

Народная игра «Имками» (Тотемский р-он)

Игра начинается диалогом между водящим и остальными игроками. Для этого водящего с завязанными глазами подводили к печному столбу или дверной ручке и спрашивали:

–Афанас, Афанас,

– У чево стоишь?

– У косяка.

–Чево хлебаешь?

–Шчи да квас!

–Ишчи три года нас!

После этого водящего («ималко», так в старину называли водящего) хлопали по спине и разбегались по сторонам. Иногда игроки могли шутить над водящим, дергать его за одежду, толкать или говорить фразы, в которых они рассказывали о своем местонахождении, а потом быстро переходили в другое место.





Карточка № 11

Игра «Растяпа» (Вологодский р-он)

Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один оставшийся ребенок становится «растяпой» и встает в центр круга. Под музыку, дети стоящие внутри круга идут плясать, дети снаружи круга не двигаются, изображая «домики» (руки подняты над головой в форме крыши). Как только музыка заканчивается, дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину любого стоящего ребенка). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.




Карточка № 12

Игра «Решето» (Вологодская р-он)

Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: А оно не продажно!

Покупатель обходит детей и разглядывает их. Снова идет к бабушке и просит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: Возьми сзади!

Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребенка. Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.






Карточка № 13

Игра «Домовой» (Вологодская область)

Дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой):

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.




Карточка № 14

Игра «Пирог» (Вологодская область)

Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь да ешь! (говорком).

После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.






Карточка № 15

Считалка для выбора водящего (Тотемский р-он)

Шла старушка мимо рынка,

Несла маленьку корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Лента, кружево, ботинки.

Что угодно для души?

Тот, на ком остановились, выбирает что-либо из перечисленного, затем считают снова, до этого слова.



Карточка № 16

Считалка для выбора (Тотемский р-он)

Куба, куба, кубака,

Была яма глубока,

В ней играли мыши;

Одна мышка околела,

Всему миру надоела.

Поп на стов,

Попадья под стов,

Куриця на улицю,

Петух на село

И вышло дело ницёво.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные игры Вологодской области

Автор: Пожилова Наталья Валентиновна

Дата: 10.02.2022

Номер свидетельства: 599993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект деятельности педагога-психолога с детьми в подготовительной группе "Вологодские кружева" с примением ИКТ и здоровьесберегающих технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_dieiatiel_nosti_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_v_podghotovitiel_n_1"
    ["file_id"] => string(6) "412618"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493673597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Рукам работа, душе праздник "
    ["seo_title"] => string(28) "rukam-rabota-dushie-prazdnik"
    ["file_id"] => string(6) "231130"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442394302"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "План-конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «В гости к Митрошке»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoi_deiatelnosti_po_khudozhestvenno_est"
    ["file_id"] => string(6) "550410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589895682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства