НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье изучено влияние народных игр на формирование здоровья детей младшего дошкольного возраста. Подробно рассмотрены методы и приемы разучивания игр с детьми, а также их роль в формировании гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Чакубаш Н.Г.
Аннотация
В данной статье изучено влияние народных игр на формирование здоровья детей младшего дошкольного возраста. Подробно рассмотрены методы и приемы разучивания игр с детьми, а также их роль в формировании гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, развивающие основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др.) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Веселая подвижная игра - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловушек, салочек. Как они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как и сказки, и песни. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить мгновенную реакцию, поскольку от этого зависит результат («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.)
Большое значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Например, в игре «Коршун» должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного» - цыплята», ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.
Я считаю, что игра является наиболее удобной формой освоения движений. Дети дошкольного возраста на первый взгляд очень подвижны: они умеют ходить, бегать, скакать, лазать и усваивать новые движения. Однако в детской походке, беге, прыжках много неловкостей, незаконченных движений. Для устранения этих недостатков нужны занятия по физической культуре. Например, во всех играх «в змею», в играх, когда дети под песни и считалочки ходят по кругу в хороводах ,они охотно сосредотачивают свое внимание на красивой, ровной походке.
Не менее значительна роль народной игры и в умственном воспитании ребенка. Когда я показываю и объясняю движения, согласно правилам игры, стараюсь завязать отношения между детьми, учу воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями .
Песни и стихи, сопровождающие народные игры, обогащают речь детей. Большое значение имеет обогащение детей новыми представлениями и понятиями, с которыми они знакомятся в народных играх.
Например, игра «в Бабку» знакомит детей с названиями разных блюд. Игры «Садовник» и «Чижик» знакомят детей с трудовыми движениями.
В каждой игре ребенок узнает новое, расширяет свои знания. Например, когда я предлагаю народную игру другой национальности – украинской, татарской и другие, дети знакомятся с жизнью, бытом, языком других народов. Большое значение народные игры имеют и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других детей, учиться правильно вливаться в коллектив, ценить соблюдение правил.
Значение народных игр в эстетическом воспитании ребенка очень велико: в детях развиваются чувства ритма, движения становятся более уверенными.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой фольклор.
Я уделяю большое внимание разучиванию игр. Никогда заранее не разучиваю потешки, считалки и просто слова. Все это дети запоминают вместе движениями и правилами игры. Да и сама я охотно принимаю участие в играх, что детям очень нравится.
Почему меня привлекли народные игры? Потому что в этих играх дети знакомятся с народным фольклором. Это и припевки, и шутки, и песенки, и считалки, которые дети с удовольствием применяют в других играх с игрушками.
В любое время года я играю с детьми в игры, соответствующие погоде:
Зима: «Быстрые и меткие», «Штурм снежной крепости», «Царь горы» и другие.
Весна: «Соседи», «Ручеек», «Золотые ворота» и другие.
Лето: «Гуси-лебеди», «Прятки», «У медведя в бору», «Репка».
Осень: « Испорченный телефон», «Садовник», «Краски» и другие.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М.: Наука, 2013. 143 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор М.: Сфера, 2015. 155 с.
Михайлова М. А. У наших у ворот развесёлый хоровод. Ярославль.: Академия развития, 2012. 244 с.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду // Под. Ред. Орловой Л.К. Владимир.: Пегас, 2015. 266 с.
Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором. М.: Сфера, 2014. 155 с.
Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства. СПб.: Нева, 2013. 233 с.
Павлова Л. Фольклор для маленьких. М.: Педагогика, 2012. 243 с.
Ряховская К. Народные подвижные игры. СПб.: Нева, 2014. 132 с.