Просмотр содержимого документа
«Нарушение темпа речи у дошкольников»
Консультация для родителей
НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга — возбуждения и торможения.
Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью.
Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. В большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают.
Однако в силу разных причин, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи - чрезмерное его ускорение.
Патологически стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей легко возбудимых.
Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого дефекта. Центральным звеном является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.
Доказана и наследственная природа.
Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.
В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод. Он состоит из ряда направлений:
1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).
2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).
3. Специальные виды лечебной физкультуры.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1.Образец речи в семье, записать и послушать слова, фразы, пословицы и поговорки, стихи, сказки, рассказы в замедленном темпе.
2.Диалоги с детьми в замедленном темпе (вопрос-ответ)
3.Пересказ русских народных сказок по плану: образец вместе по очереди самостоятельно
4.Чтение слогов, слов, фраз по той же схеме
5.Дыхательные упражнения (петь гласные на выдохе, считать в замедленном темпе до 5-10 на выдохе)
6.Логоритмические упражнения (хлопать, топать, маршировать в заданном темпе и проговаривать слова, фразы по слогам)