Современное общество диктует более стремительный ритм жизни, что подразумевает огромную загруженность родителей, к сожалению, на детей не остается ни времени, ни возможностей с ними заниматься. Некоторые родители не хотят заниматься с детьми, они считают, что это задача детского сада. Другие не всегда находят время, а третьи просто не знают, чем можно заняться с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Наш родительский клуб"»
НАШ РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
О.А. Горяшина, воспитатель,
МБДОУ г. Иркутска, детский сад №41
Современное общество диктует более стремительный ритм жизни, что подразумевает огромную загруженность родителей, к сожалению, на детей не остается ни времени, ни возможностей с ними заниматься. Некоторые родители не хотят заниматься с детьми, они считают, что это задача детского сада. Другие не всегда находят время, а третьи просто не знают, чем можно заняться с ребенком. Но в тоже время у многих родителей есть свои увлечения: кто-то хорошо вяжет, кто-то любит рисовать, у кого-то есть склонность к дизайнерскому искусству, кто-то любит ходить в музеи или на выставки.
Мы создали на базе своей группы родительский клуб «Шкатулка с секретами», работа которого подразумевает приобщение родителей не только к воспитательно-образовательному процессу в рамках ДОУ, но и к самостоятельному поиску новых творческих идей в совместной с ребенком деятельности. Работа клуба направлена на создание условий для формирования отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье на основе художественно-продуктивной деятельности; предоставление родителям возможности общаться друг с другом, делиться личным опытом по развитию творческих способностей у детей, получать необходимые рекомендации и поддержку специалистов. Такая работа предполагает реализацию ряда задач:
Организационные: составить план работы клуба; выявить запросы родителей; определить круг желающих принимать участие в организации работы клуба путем анкетирования, тестирования, опроса; наметить сроки работы клуба.
Познавательные: привлекать к участию в работе клуба педагога-психолога, музыкального руководителя и др. специалистов с целью создания психологического комфорта в общении между родителями и детьми, условий для партнерства и использования художественно-продуктивной деятельности не только для развития творческих способностей у детей, но и для решения конфликтных ситуаций. Побуждать родителей делиться собственным опытом и секретами семейного воспитания, обмениваться педагогическими знаниями.
Кроме того, нами были определены и разработаны приоритетные направления, по которым в настоящее время работает наш клуб:
Просветительское: предоставлять информацию и рекомендовать литературу для повышения психолого-педагогической культуры родителей, способствующей развитию творческих способностей через совместную с родителями художественно-продуктивную деятельность, а также создавать условия для налаживания психологического комфорта в общении и взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
Практически-действенное: повышать заинтересованность родителей в организации совместных с детьми практических занятий, совместных развлечении (т.е. сделать родителей не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками процесса), способствующих развитию творческих способностей у детей через художественно-продуктивную деятельность и налаживанию доброжелательных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Создать условия для партнёрства и самовыражения творческих способностей не только детей, но и родителей художественно-продуктивной деятельности.
Совместно с родителями нами были разработаны следующие принципы работы клуба, как:
- Членами клуба могут стать все члены семьи;
-Заседания клуба проходят в помещении детского сада;
- План работы составляется на год, встречи рационально проводить один раз в два месяца;
- Учитывать пожелания и предложения участников клуба;
- Строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, творчески подходить к работе клуба;
-Подготовительную работу проводит воспитатель совместно с членами клуба.
Тематический план работы клуба включает себя следующие темы: «Давайте познакомимся», «Умея сам, учи ребенка» (практикум), «Зимняя мозаика» (дискуссия), «Одна голова хорошо, а с семьёй легче» (дискуссия-размышление), «Знатоки педагогических секретов (круглый стол), «Мама, папа, я - творческая семья» (конкурс).
В работе клуба принимает участие и педагог- психолог, который помогает понять, что испытывают дети, находясь в команде с родителями, проводит при необходимости мини-консультации и помогает найти выход из спорных ситуаций, если родители сами затрудняются.
Начиная работу по созданию родительского клуба, наша команда поставила перед собой определённую цель - формирование отношений партнёрства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье на основе художественно-продуктивной деятельности. В ходе реализации данной цели нами были реализованы следующие задачи:
- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, в которой их творческие способности раскрываются в многогранном спектре идей;
Способствовать обеспечению психологического комфорта детей через реализацию творческого потенциала;
Привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ в рамках художественно- эстетического направления;
Создать условия для партнёрства и художественно-продуктивной деятельности детей через использование совместного проектирования.
В ходе реализации данных задач нами был создан и реализован художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями, который получил название по названию родительского клуба - «Шкатулка с секретами». Создавая данный проект, мы подразумевали привлечение родителей не только к участию в открытых мероприятиях, к итоговым работам, но и сделать их непосредственными участниками совместной продуктивно - творческой деятельности с детьми. В рамках проекта родители сами организуют и проводят практические занятия по художественно - продуктивной деятельности. В ходе этой работы они делятся своим опытом, перенимают опыт других родителей. Вся работа, в рамках проекта, направлена на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через совместную с родителями продуктивную деятельность. На основе предлагаемых родителями тем составляется план практических мероприятий в рамках клуба, а также по результатам проводимой работы выпускается журнал для родителей «Шкатулка с секретами», в котором собраны все совместно наработанные материалы.
В ходе реализации проекта была выявлена заинтересованность родителей и педагогов ДОУ в нашей работе, поэтому нами было принято решение сделать наш журнал ежеквартальным и доступным для всех родителей ДОУ, который будет обобщать опыт родителей, рассказывать о работе клуба родителям тех детей, которые еще не стали его участниками. Проводимое анкетирование позволяет нам разработать перспективный тематический план работы клуба и включить в него актуальные для обсуждения темы. Кроме того, мы регулярно организовываем творческие выставки совместных работ и фотовыставки, знакомящие других родителей с работой клуба. Творческая группа клуба, в состав которой входят педагоги и родители нашей группы, оформила и регулярно пополняет альбом для детского творчества, который помогает детям в реализации новых идей. В приемной появился стенд «Поделись опытом» или «Раскрой секрет», где родители могут прочитать полезные советы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, а также предложить свои идеи. Разработана и оформлена картотека дидактических игр на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Итогом работы стал созданный в группе мини-музей творчества «Золотые руки», где собраны интересные поделки, фотографии, истории, составленные родителями совместно с детьми, и другие материалы. Хорошей традицией для нашей группы стало не только привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, но и вовлечение их в творческий процесс по подготовке и проведению совместных праздников и мероприятий. Такая работа на наш взгляд дает им возможность посмотреть на жизнь детского сада изнутри.
Конечно, наш проект предполагает и перспективы развития, которые включают в себя расширение направлений работы клуба, привлечение к сотрудничеству преподавателей детской школы искусств, музыкальной школы, детско-юношеского центра, организацию и проведение открытых мероприятий для сотрудников детского сада, разработку перспективных планов работы клуба для детей младшего возраста.
Приступая к реализации проекта, мы понимали, что качественная реализация данного инновационного направления может осуществляться только при полном взаимном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей.
Работая над данной проблемой, мы увидели положительную динамику и в развитии детей, и в изменении взаимодействия с родителями. Родители охотно посещают и участвуют во всех заседаниях клуба, кроме того самостоятельно разрабатывают и выпускают журналы о своей работе и достижениях. Так ориентируясь на степень участия родительского коллектива можно смело сказать, что поставленные в начале работы задачи успешно реализуются и сегодня.
Обобщая опыт нашей совместной с родителями работы можно с уверенностью сказать, что поставленных перед собой задач мы достигли. Результативность нашей деятельности определяется по уровню заинтересованности родителей в совместной работе с педагогическим коллективом ДОУ; по их отзывчивости на участие в проектной деятельности, активности участия в выставках совместного с детьми творчества, открытых мероприятиях, праздниках и жизни детей в ДОУ в целом. Если на первых этапах нашей работы родители к такому тесному сотрудничеству относились как-то сдержано, скованно, даже настороженно, то со временем в совместной деятельности стали участвовать не только по одному родителю от семьи, а вся семья.