kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книга -это могучее средство для нравственного, патриотического и умственного воспитания детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!».»

2021 год в России объявлен Годом науки и технологий Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий».

«Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!».
Ежегодно ученые, научные журналисты, писатели по всему миру выпускают сотни научно-популярных книг. Некоторые из них становятся событием в мире науки и даже меняют общественное мнение. От этих книг не оторваться. Они затягивают в чудесный научный мир, заставляют о многом задуматься и приносят настоящее интеллектуальное наслаждение. Прочитав их, можно понять: наука – это не что-то скучное и доступное лишь академикам. Математика, физика, астрономия, биология, психология, философия – за этими словами скрывается ключ к тайнам нашей Вселенной.

  Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Проблема падения интереса к чтению , была затронута В.В. Путиным на встрече с российским и писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что « по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов» Но, как сказал В.В .Путин, сам интернет никогда не заменит литературу.

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на чтении детей.

Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы в этой области, исследователи отмечают проявление следующих негативных

тенденций: резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени ребёнка, замедленное вхождение дошкольников в книжную культуру, снижение интереса к книге.

На процессы чтения существенное влияние оказывает мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Всё чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного

внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.

Один из ведущих специалистов в области детского чтения И.Н. Тихомирова рассматривает интерес как «силу, влекущую к чтению», центральное звено

в развитии читателя: «будет интерес, будет и чтение». При этом первопричина интереса к книге, процессу чтения может

быть различна. Так, одним из мотивов обращения к книге может быть потребность в информации, необходимость самообразования.

В этом случае читатель обращается, прежде всего, к

чтению учебной и научно-познавательной литературы. Этот вид интереса, согласно И.И. Тихомировой, следует назвать интересом к познанию.

Однако художественная литература как искусство слова обращается не

только к мысли, но и к чувству читателя любого возраста. Не зря Е.А.

Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста единство «чувствующего» и «мыслящего». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования восприятие художественной литературы называется одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.

В трудах специалистов, исследовавших особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович и др.), восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям,

в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Детям дошкольного возраста, прежде всего, свойственен «интерес к участию» (И.И. Тихомирова). Этот вид интереса проявляется в самоидентификации ребёнка с литературным героем, в его постоянном обращении к чтению одной и той же книги, играм по сюжету художественного произведения и пр.

Формирование читательского интереса тесно связано с уровнем восприятия художественного текста. Для детей младшего дошкольного возраста характерны зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, эмоциональное отношение к героям литературного произведения, трудности установления причинно-следственных связей и мотивов поступков персонажей.

В среднем дошкольном возрасте дети в целом правильно оценивают поступки персонажей, начинают устанавливать простые причинные связи в сюжете.

Старшие дошкольники способны осознавать события, которых не

было в их личном опыте, иногда улавливают скрытый подтекст,

у них формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. «Как и взрослый, ребёнок способен испытывать эстетическое удовольствие

от прослушанного текста, находясь под влиянием звуковой и словесной игры, удивляясь неожиданным поворотам сюжета, создавая

образы персонажей, воображая свою причастность к описанным событиям и искренне сопереживая героям произведения.

Эстетическое удовольствие становится действенной основой стимулирования и поддерживания интереса к чтению», – указывает О.Н. Сомкова. При этом важно отметить, что умение осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности даже у детей старшего дошкольного возраста не возникает спонтанно.

Такое умение у воспитанников дошкольных образовательных организаций формируется под руководством педагога, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.

Стратегия воспитания интереса к чтению в значительной мере зависит от

возраста читателя (слушателя). Возрастные особенности проявляются в выборе жанра литературы, например, младшие дошкольники, как известно,

тяготеют к стихотворному жанру.

Возраст читателя определяет предпочтения в тематике произведений.

Так, в воспитании интереса к чтению у старших дошкольников

принципиально важным становится отбор произведений на темы, связанные

с нравственными аспектами взаимоотношений взрослых и детей, поскольку подобного рода литература соответствует внеситуативно-личностному характеру общения в старшем дошкольном возрасте.

Задача формирования у ребенка интереса к художественным произведениям, чтению, безусловно, должна решаться с учетом психофизиологических особенностей личности.

Например, у большинства девочек трудно вызвать интерес к произведениям с технической тематикой, у гиперактивных дошкольников – к описательным рассказам и т.п. Таким образом, грамотный отбор произведений художественной литературы может выступать в качестве одного из важнейших факторов воспитания интереса к чтению.

Для формирования читательского интереса существенное значение будет

иметь активное включение литературного опыта в творческую деятельность

ребёнка (речевую, изобразительную и театрально-игровую). В процессе сочинения сказки, создания рукописной книги, театрализованной игры дети получают возможность передать свои впечатления от прослушанного текста, реализовать потребность личного участия в событиях, описанных в литературном произведении.

Подводя итог, следует отметить, что в условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой позволит детской литературе успешно сосуществовать с компьютерными технологиями и множеством других направлений культурного развития современных дошкольников.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»



Литература

1. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста

// Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 6. – С. 14-23.

2. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной

науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. –

2013. – № 6. – С. 14-23.

3. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими: воспитание у детей интереса

к чтению // Начальная школа. – 2000. – № 20. – С. 1-13.

4. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная

библиотека. – 2001. – № 6. – С. 14-18.

5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения: от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. - М.: Школьная библиотека, 2004.

– С. 93-103.

6. Чиндилова О.В. Феноменология читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования.

URL: http://www.dissercat.com


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!».

Автор: Демидина Ирина Николаевна

Дата: 16.10.2021

Номер свидетельства: 588669


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства