Просмотр содержимого документа
««Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!».»
2021 год в России объявлен Годом науки и технологий Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий».
«Научно – это нескучно!» – «Читайте лучшее с нами!». Ежегодно ученые, научные журналисты, писатели по всему миру выпускают сотни научно-популярных книг. Некоторые из них становятся событием в мире науки и даже меняют общественное мнение. От этих книг не оторваться. Они затягивают в чудесный научный мир, заставляют о многом задуматься и приносят настоящее интеллектуальное наслаждение. Прочитав их, можно понять: наука – это не что-то скучное и доступное лишь академикам. Математика, физика, астрономия, биология, психология, философия – за этими словами скрывается ключ к тайнам нашей Вселенной.
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Проблема падения интереса к чтению , была затронута В.В. Путиным на встрече с российским и писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что « по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов» Но, как сказал В.В .Путин, сам интернет никогда не заменит литературу.
В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на чтении детей.
Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы в этой области, исследователи отмечают проявление следующих негативных
тенденций: резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени ребёнка, замедленное вхождение дошкольников в книжную культуру, снижение интереса к книге.
На процессы чтения существенное влияние оказывает мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Всё чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного
внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.
Один из ведущих специалистов в области детского чтения И.Н. Тихомирова рассматривает интерес как «силу, влекущую к чтению», центральное звено
в развитии читателя: «будет интерес, будет и чтение». При этом первопричина интереса к книге, процессу чтения может
быть различна. Так, одним из мотивов обращения к книге может быть потребность в информации, необходимость самообразования.
В этом случае читатель обращается, прежде всего, к
чтению учебной и научно-познавательной литературы. Этот вид интереса, согласно И.И. Тихомировой, следует назвать интересом к познанию.
Однако художественная литература как искусство слова обращается не
только к мысли, но и к чувству читателя любого возраста. Не зря Е.А.
Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста единство «чувствующего» и «мыслящего». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования восприятие художественной литературы называется одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.
В трудах специалистов, исследовавших особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович и др.), восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям,
в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Детям дошкольного возраста, прежде всего, свойственен «интерес к участию» (И.И. Тихомирова). Этот вид интереса проявляется в самоидентификации ребёнка с литературным героем, в его постоянном обращении к чтению одной и той же книги, играм по сюжету художественного произведения и пр.
Формирование читательского интереса тесно связано с уровнем восприятия художественного текста. Для детей младшего дошкольного возраста характерны зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, эмоциональное отношение к героям литературного произведения, трудности установления причинно-следственных связей и мотивов поступков персонажей.
В среднем дошкольном возрасте дети в целом правильно оценивают поступки персонажей, начинают устанавливать простые причинные связи в сюжете.
Старшие дошкольники способны осознавать события, которых не
было в их личном опыте, иногда улавливают скрытый подтекст,
у них формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. «Как и взрослый, ребёнок способен испытывать эстетическое удовольствие
от прослушанного текста, находясь под влиянием звуковой и словесной игры, удивляясь неожиданным поворотам сюжета, создавая
образы персонажей, воображая свою причастность к описанным событиям и искренне сопереживая героям произведения.
Эстетическое удовольствие становится действенной основой стимулирования и поддерживания интереса к чтению», – указывает О.Н. Сомкова. При этом важно отметить, что умение осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности даже у детей старшего дошкольного возраста не возникает спонтанно.
Такое умение у воспитанников дошкольных образовательных организаций формируется под руководством педагога, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.
Стратегия воспитания интереса к чтению в значительной мере зависит от
возраста читателя (слушателя). Возрастные особенности проявляются в выборе жанра литературы, например, младшие дошкольники, как известно,
тяготеют к стихотворному жанру.
Возраст читателя определяет предпочтения в тематике произведений.
Так, в воспитании интереса к чтению у старших дошкольников
принципиально важным становится отбор произведений на темы, связанные
с нравственными аспектами взаимоотношений взрослых и детей, поскольку подобного рода литература соответствует внеситуативно-личностному характеру общения в старшем дошкольном возрасте.
Задача формирования у ребенка интереса к художественным произведениям, чтению, безусловно, должна решаться с учетом психофизиологических особенностей личности.
Например, у большинства девочек трудно вызвать интерес к произведениям с технической тематикой, у гиперактивных дошкольников – к описательным рассказам и т.п. Таким образом, грамотный отбор произведений художественной литературы может выступать в качестве одного из важнейших факторов воспитания интереса к чтению.
Для формирования читательского интереса существенное значение будет
иметь активное включение литературного опыта в творческую деятельность
ребёнка (речевую, изобразительную и театрально-игровую). В процессе сочинения сказки, создания рукописной книги, театрализованной игры дети получают возможность передать свои впечатления от прослушанного текста, реализовать потребность личного участия в событиях, описанных в литературном произведении.
Подводя итог, следует отметить, что в условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой позволит детской литературе успешно сосуществовать с компьютерными технологиями и множеством других направлений культурного развития современных дошкольников.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
Литература
1. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста
// Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 6. – С. 14-23.
2. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной
науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. –
2013. – № 6. – С. 14-23.
3. Стрельцова О. Тогда все будут хорошими: воспитание у детей интереса
к чтению // Начальная школа. – 2000. – № 20. – С. 1-13.
4. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная
библиотека. – 2001. – № 6. – С. 14-18.
5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения: от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. - М.: Школьная библиотека, 2004.
– С. 93-103.
6. Чиндилова О.В. Феноменология читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования.