Цель: закрепление знаний детей о том, что такое пожар, о причинах его возникновения, о правилах пожарной безопасности и о правилах поведения при пожаре.
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
О правилах поведения при возникновении пожара.
Формировать практические навыки действий в случае пожара.
Развивающие задачи:
Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.
Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
Желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
Воспитывать у детей уважение к профессии пожарных.
Раздаточный материал: карточки с номерами экстренных служб, карточки сюжетными картинками, атрибуты к игре (телефон, каска)
Демонстрационный материал: иллюстрации: «Правила пожарной безопасности», картинка пожарной машины, атрибуты к сценке о пожаре, костюмы пожарных (каски).
Ход занятия
Воспитатель:Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Шипит и злится, Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
- Ребята, сегодня нас ждет необычное занятие, мы поговорим об огне. Что мы знаем о нем, какой он?
(Дети подбирают определения для понятия «огонь», например: горячий, красный, жгучий, добрый, злой, неожиданный, хороший, враг, друг.)
- Где вы видели огонь? (Огонь костра, на газовой плите, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев).
- Огонь – это и хорошо и плохо. Огонь – один из лучших друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Огонь дает тепло, свет. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.
Воспитатель: если с огнем не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага. Что может произойти, если огонь вышел из – под власти человека? И может произойти …..
Дети: Пожар!
Воспитатель: Правильно. Он может начаться не только в доме. Подскажите, где еще может произойти пожар?
(Ответы детей: в лесу, от не потушенного костра, от молнии, без присмотра оставленные электроприборы)
Воспитатель: Каковы причины пожара? От чего бывает пожар. Причины пожара могут быть разные: лесной пожар, от молнии, от различных неисправностей в электрооборудовании.
- Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений люди, как правило, забывают тушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояние, образуя новые очаги возгорание.
(Показ иллюстрации)
Воспитатель: Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов и очень большое количество пожаров связано с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол - вот пожар.
(Показ иллюстрации)
Воспитатель: Ребята мы сказали, что причиной возникновения пожара могут стать электроприборы. Конечно же, хорошо, что вы помогаете своим родителям готовить обед или гладить белье. Но нужно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра утюг или плитка, газ, обогреватель. А, уходя из дома нужно выключать все электроприборы. (Показ иллюстрации).
Воспитатель: Нам Аня сейчас расскажет стихотворение:
Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг,
Обязательно останется
Без дома и без брюк,
Ведь огонь не управляем
Очень много силы в нем
Мы вас просто умоляем
Осторожнее с огнем!
Воспитатель: Давайте представим, что случился пожар. Что делать?
(Ответы детей)
Отгадайте загадку:
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники!
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарные)
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, кто помогает нам в борьбе с огнем?
Дети. Пожарный
Воспитатель: Профессия пожарного очень опасная и трудная, чтобы справиться с огнем пожарные работают дружной командой.
Игра « Пожарный».
Воспитатель. Вот и мы сейчас станем отважными пожарными.
- Воспитатель выворачивает рукава курток, вешает их на спинки стульев. Стулья стоят на расстоянии одного метра, спинками друг к другу. Под стульями лежит веревка. Воспитатель объясняет правила игры: оба участника стоят у своих стульев. По сигналу: «Пожар»,
они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть на все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку. Пожар потушен!
Играют две пары под энергичную музыку.
Молодцы.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Покажи правильно». Я буду задавать вопрос, а вы будете показывать нужную картинку.
Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер (01, 02, 03).
Ты о пожаре услыхал – Скорей об этом дай сигнал! Пусть знает каждый нарушитель, Что надо взять (Лейка, огнетушитель, стакан с водой).
Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (Марлевая повязка, шарф, противогаз).
В лесу ты грелся у костра Пошёл домой… (оставил костёр, чтобы животным было теплее, засыпал землёй, подложил дров).
Воспитатель: Молодцы, дети, вы отлично справились с заданием.
- А сейчас давайте вспомним, из каких произведений строки, послушайте:
«Что за дым над головой? Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом. Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда, от огня спасает дом».
(С; Михалков» Дядя Степа»).
Воспитатель: «Море пламенем горит. Выбежал из моря кит. Эй,
пожарные бегите, помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»).
Воспитатель: «Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал большую куклу». (А. Толстой «Пожарные собаки»).
Воспитатель: «Бим — бом, бим — бом! На дворе высокий дом, ставенки
резные, окна расписные!» (С. Я. Маршак «Кошкин дом»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно назвали все произведения и даже авторов.
Воспитатель: Произведения вы знаете очень хорошо.
Игра «Хлопай-топай»
- А теперь мы поиграем в игру «Хлопай-топай». Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если названные действия могут привести к пожару – топайте: - рисование (хлопают);
- чтение (хлопают);
- поджигание бумаги (топают);
- пение (хлопают);
- лепка из пластилина (хлопают);
- вырезывание из бумаги (хлопают);
- игра с зажигалкой (топают);
- зажигание свечки (топают);
- чтение стихотворений (хлопают);
- игра в мяч (хлопают);
- поджигание сухой травы (топают)
Игра «Составь правило по картинке»
Воспитатель: Дети, садитесь, пожалуйста, за столы. Перед каждым из вас
лежит сюжетная картинка, рассмотрите их и составьте по ним правила
поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды –
пожара.
- Нельзя играть спичками дома.
- Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.
- Нельзя пользоваться неисправным пылесосом.
- Нельзя сушить белье над открытым огнем
- Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.
- Не играй с бенгальскими огнями и не подноси их близко к елке.
- Нельзя зажигать костры детям.
- Нельзя зажигать костры вблизи деревянных строений.
- Нельзя оставлять непогашенные костры.
- При пожаре звонить – 01!)
Воспитатель: Ребята, вы были очень внимательны и очень точные правила
составили. А теперь посмотрите на этот плакат «Правила пожарной
безопасности для дошкольников». О чем говорят нам эти картинки?
- Не играй с розетками!
- Не играй с газовой плитой!
- Не трогай провода электроприборов и сами электроприборы мокрыми
руками!
- Пользуйся электроприборами только под присмотром взрослых!
- Уходя из дома, выключай электроприборы!)
Воспитатель: Дети, а чем можно потушить пожар? Найдите картинки средства пожаротушения. ( Дети находят картинки с песком, землей, снегом, водой, одеяло, огнетушитель).
- Что нельзя тушить водой? (Электроприборы).
_ Такие средства пожаротушения называют подручными. Почему, как вы думаете? (Ответ).
- Во всех учреждениях: магазинах, детских садах, на заводах есть специальное оборудование, пожарные посты. Посмотрите на эту иллюстрацию. Какое оборудование вы видите на пожарном посту? ( ящик с песком, лопаты, лом, ведра, огнетушитель. Что делают каждым из этих
предметов?
- А какие средства и где вы видите в нашем детском саду? (огнетушители)
Воспитатель: Дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма. Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымленном помещении? (Ответы).
- Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т.к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.
Воспитатель: Дети, представьте, что в квартире возник пожар, а вы там одни без взрослых, что делать? (Вызвать пожарных по номеру 01, плотно захлопнуть дверь в квартиру и бежать на улицу.) - А зачем нужно закрыть плотно дверь? ( Чтобы огонь не разгорался сильнее и не распространился в другое помещение.)
Воспитатель: Как правильно вызвать пожарных? ( Набрать номер 01, четко, ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж).
- Давайте поучимся быстро и правильно звонить по телефону. (Каждый ребенок набирает номер и указывает адрес).
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного, сделанного и увиденного сегодня?
-Нужно знать Правила пожарной безопасности, чтобы не допустить пожара. - Нельзя играть с пожароопасными предметами. - Нужно правильно и быстро действовать в случае пожара.
- Нужно уважать труд пожарных.
Воспитатель: Нам нужно запомнить самое главное:
Пожар легче предупредить,
Чем его потушить.
Давайте это правило повторим все вместе. (Повторяют). Занятие закончено.