Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические и кинезиологические упражнения в работе педагога-психолога ДОУ»
Нейропсихологические и кинезиологические упражнения
в работе педагога-психолога
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет. Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цели и задачи использования картотеки:
-Развитие высших психических функций;
-Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;
-Повышение работоспособности и продуктивности;
-Развитие общей и мелкой моторики;
-Содействие развитию речи;
-Стабилизация психоэмоционального состояния;
-Формирование произвольности действий.
Нейрокинезиологические игры и упражнения использовались в течении года
систематически как дополнение к основным занятиям. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников.
Метод двуручное рисование
Цель упражнения – заключается в развитии моторики, активации обоих полушарий мозга, улучшение концентрации внимания, стимуляция творческого мышления.
Ход упражнения – одновременно двумя руками нарисовать картинку по линиям.
Метод «Нейродорожки для рук»
Цель: Развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.
Ход игры: на небольшие прямоугольники нужно установить указательный и средний палец, на длинные – указательный и средний палец, сложить вместе. Каждая рука движется в одно и то же время по собственной дорожке, переставляя пальцы одновременно.
Данные упражнения выполняются двумя руками. Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания. Например, произнеси звук, слог или хлопни в ладоши.
Метод нейродорожки
Проведи одновременно по линиям сразу двумя руками
Цель: Развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.
Нейропсихологическаязарядка
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции ребенка, развитие речи.
Условиявыполнения: для начала ребенок выполняет комплекс упражнений вместе со взрослым, за тем самостоятельно.
Рисунки на спине
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность.
Игры с цветными трубочками
Цель - развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание;
Рассортируй по цветам
Рассортируй по цветам (с помощью (зубочисток, двух рук)
Собери бусы, соблюдая последовательность цветов.
«Веселые ладошки» — веселое кинезиологическое упражнение для развития головного мозга. Как известно, кинезиология — это наука о развитии головного мозга при помощи движений.
Нейротаблица или покажи одновременно одинаковые предметы (цвета).
Цель – развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры: под диктовку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы или цвета.
Игра «Ладошки»
Цель игры – развитие межполушарного взаимодействия, способствующего мыслительной деятельности.
Ход игры: педагог выкладывает перед ребенком карточку для ладошек и карточку с цветными кружочками. Предлагает ребенку пальцем правой руки спускаться вниз по кружочкам и касаться ладонью левой руки ладошки соответствующего кружочка цвета.
Игра «Ладошки»
Цель игры – развитие межполушарного взаимодействия, способствующего мыслительной деятельности.
Ход игры: педагог выкладывает перед ребенком карточку из ладошек и цветных кружочков. Педагог показывает ребенку кружок с соответствующим цветом (цветами) и предлагает ребенку найти ладошки соответствующего цвета (цветов)