Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы в ДОУ по физическому развитию»
В последнее время стала очень актуальной проблема здоровья подрастающего поколения. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Как правило, современного ребенка невозможно оторвать от телевизора и компьютера. Сегодня дошкольники мало занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшилась и потому, что некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности здорового образа жизни. И главную роль в этом играет ДОУ. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. Целью работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей через организацию физкультурных занятий и оптимальную реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка; а использование нетрадиционных форм физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если: а) создать систему интересных физкультурных занятий; б) продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор нетрадиционных форм проведения, содержания, методов иприёмов; в) положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий. Физическая культура – это часть системы физкультурнооздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ. Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе. Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим. Планирование двигательного режима в течении дня должно опираться на суточный объем необходимых для дошкольников движений (в среднем 2–2,5 часа). Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, гимнастику после сна), а также самостоятельную двигательную активность детей. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигиенически норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Двигательный режим в ДОУ включает в себя, на ряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и др.) нетрадиционные формы и средства - ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж и др. В настоящее время в практике работы дошкольных учебных заведений используют следующие нетрадиционные методы физического воспитания дошкольников: Детская аэробика – это один из оздоровительных видов гимнастики. Слово «аэробика» произошло от греческих корней «aer» - воздух + «bios» - жизнь. «Аэробный» буквально переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – комплекс упражнений, в которых дыхательные упражнения сочетаются с движениями тела. Данный вид физических упражнений в большей степени направлен на поддержание хорошего самочувствия, жизненного тонуса. Виды детской аэробики: «Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию