kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии.»

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики, как профилактика моторной дисграфии.

У детей пришедший в первый класс освоение процесса письма часто осложняется тем, что у них слабо развиты мелкие мышцы кисти, отвердение костей за­пястья и фаланг пальцев не завершено, не достаточно развита нервная регуляция движений, выносливость к статиче­ским нагрузкам остается очень низкой, а она является непременной составляющей письма. У некоторых детей еще не развиты механизмы зрительно-моторной координации и звукобуквенного ана­лиза, пространственного восприятия и зри­тельной памяти, все это привести к нарушению письменной речи.

Дисграфия как расстройство пись­менной речи рассматривается как комплексный синдром, включающий целый ряд нарушений. Различают шесть видов дисграфий: 1) артикулярно-акустическая; 2) акустическая (слуховая); 3) нарушение анализа и синтеза; 4) аграмматическая; 5) опти­ческая (зрительная); 6) диспраксическая или моторная (слайд №2).

Моторная и оптическая дисграфии в чистом виде встречаются редко, но их элементы часто проявляются в других формах.

Нарушения, которые встречаются у детей при моторной дисграфии:

1) не могут переключать движения руки с одной буквы на другую,

2) не знают, с какого элемента начать писать букву, у них наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений;

3) буквы неровные, «корявые», разного размера и наклона, линии дрожащие, угловатые;

4) инертность двигательного стереотипа, графомоторные движения при письме напряженные, скованные, рука быстро устает, письмо
медленное по темпу (слайд №3).

Во время письма вдоль строки передвигаются кисть, предплечье, плечо од­новременно с движениями пальцев. Координация всех этих движений часто приводит к нарушению способов дер­жания ручки и позы, и вызывает значительное напряжение мышц ру­ки и туловища.

На начальном этапе обуче­ния многие дети пишут «затаив дыхание», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. При задержке дыхания могут появиться трудности движения руки во время письма.

Чтобы избежать, этих трудностей очень важно профилактические мероприятия, с детьми группы риска, начать проводить в дошкольный период.

Главным направлением моей работы, как учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения является предупреждение нарушения чтения и письма.

В связи с этим, я определила для себя основные направления логопедической работы, которые стараюсь решать со своими воспитанниками:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Развитие грамматических навыков.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков (Слайд №4).

Хочу остановиться на одном из этих направлений - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации позволяет реализовать потенциальные возможности ребенка, создает предпосылки для овладения графическими навыками.

Для выработки ловкости, гибкости, подвижности кистей рук я используют следующие виды работ: пальчиковые игры, штриховка, обводка контуров, работа с ножницами, пластилином, тестом, глиной, мозаикой, конструктором и т.д. Так же простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это книжки-раскраски. При раскрашивании ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Дети для выполнения заданий пользоваться карандашами, а не фломастерами. Очень полезно обводить орнаменты, узоры, так как в них присутствует множество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв. Кроме того, ребята тренируются в застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование.

Не секрет, что многие дети, приходят в логопедические группы не умеют правильно держать карандаш. Я тоже столкнулась с этой проблемой.

Хочу поделиться опытом, какие игры и упражнения использую в своей работе по исправлению этого нарушения: игры с пипетками, упражнения с прищепками, штампы ушной палочкой, игры со штампами, пинцетом.

Упражнение с пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка, небольшие емкости для наливания жидкости, формы для льда и карточки с орнаментом. Предложите ребенку перенести жидкость из емкости в формы для льда в соответствии с карточками, главное условие пипетку удерживать тремя пальцами(слайд №5).

Упражнения с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на шляпу.

Предложите ребенку расположить прищепки, по краю шляпы держа их тремя пальцами (слайд №6).

Упражнение с пинцетом.

В сосуд с водой опустить ракушки, мелкие камешки и предложить ребенку достать их с помощью пинцета, который нужно удерживать тремя пальцами (слайд №7).

Упражнения со штампами.

Штамп из ушной палочки. Дайте ребенку лист, с контуром предмета, пусть он заполнит его с помощью ушной палочки, выполняя точечные оттески.

Штампы с изображением животных. На листе с помощью штампов устроить зоопарк.

Штампы из деталей конструктора Лего. Используя детали конструктора можно создавать разные орнаменты и картинки.

Штамп из перевернутого карандаша. Используя ластик карандаша можно « божьей коровки» украсить крылышки, а мухомору шляпку.

При работе штампы держать тремя пальцами (слайды №8-№11)

Упражнения с веревочкой.

Предложите детям веревочку, на концах которой прикреплены счетные палочки и отмечена середина. Кто быстрее наметает веревочку на палочку дойдя до середины,, тот и выиграл. (Слайд №12)

Родители – первые воспитатели ребенка. В своей работе я всегда хорошо помню эту истину. Мы работаем с родителями в одном русле. (Слайд №13)

Семьи, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.

Для развития мелкой моторики родителям я рекомендую игры с бытовыми предметами: с прищепками, орехами, карандашом, крупами, массажной щеткой, решета для лепке пельменей.

Решетка для изготовления пельменей

Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками. (Слайды №14-№15)

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ

Круглую щётку для волос ребенок катает между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп (Слайд №16).

КРУПА

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами на ощупь разные крупы. (Слайд №17)

Насыпать на поднос мелкую крупу и предложить ребенку нарисовать картинку пальчиком, как палочкой на песке. (Слайд №18)

КАРАНДАШИ

Растирание внутренней стороны ладоней шестигранным карандашом движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Растирание внешней стороны ладоней от основания к кончику пальцев шестигранным карандашом. (Слайд №19)

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок предложить повесить сушить носовые платочки. (Слайд №20)

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

Между ладонями положить грецкий орех, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно, делать круговые движения,

постепенно увеличивая нажим и темп. (Слайд №21)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии.

Автор: Шулякова Галина Николаевна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства