Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии.»
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики, как профилактика моторной дисграфии.
У детей пришедший в первый класс освоение процесса письма часто осложняется тем, что у них слабо развиты мелкие мышцы кисти, отвердение костей запястья и фаланг пальцев не завершено, не достаточно развита нервная регуляция движений, выносливость к статическим нагрузкам остается очень низкой, а она является непременной составляющей письма. У некоторых детей еще не развиты механизмы зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, пространственного восприятия и зрительной памяти, все это привести к нарушению письменной речи.
Дисграфия как расстройство письменной речи рассматривается как комплексный синдром, включающий целый ряд нарушений. Различают шесть видов дисграфий: 1) артикулярно-акустическая; 2) акустическая (слуховая); 3) нарушение анализа и синтеза; 4) аграмматическая; 5) оптическая (зрительная); 6) диспраксическая или моторная (слайд №2).
Моторная и оптическая дисграфии в чистом виде встречаются редко, но их элементы часто проявляются в других формах.
Нарушения, которые встречаются у детей при моторной дисграфии:
1) не могут переключать движения руки с одной буквы на другую,
2) не знают, с какого элемента начать писать букву, у них наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений;
3) буквы неровные, «корявые», разного размера и наклона, линии дрожащие, угловатые;
4) инертность двигательного стереотипа, графомоторные движения при письме напряженные, скованные, рука быстро устает, письмо медленное по темпу (слайд №3).
Во время письма вдоль строки передвигаются кисть, предплечье, плечо одновременно с движениями пальцев. Координация всех этих движений часто приводит к нарушению способов держания ручки и позы, и вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища.
На начальном этапе обучения многие дети пишут «затаив дыхание», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. При задержке дыхания могут появиться трудности движения руки во время письма.
Чтобы избежать, этих трудностей очень важно профилактические мероприятия, с детьми группы риска, начать проводить в дошкольный период.
Главным направлением моей работы, как учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения является предупреждение нарушения чтения и письма.
В связи с этим, я определила для себя основные направления логопедической работы, которые стараюсь решать со своими воспитанниками:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Развитие грамматических навыков.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков (Слайд №4).
Хочу остановиться на одном из этих направлений - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации позволяет реализовать потенциальные возможности ребенка, создает предпосылки для овладения графическими навыками.
Для выработки ловкости, гибкости, подвижности кистей рук я используют следующие виды работ: пальчиковые игры, штриховка, обводка контуров, работа с ножницами, пластилином, тестом, глиной, мозаикой, конструктором и т.д. Так же простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это книжки-раскраски. При раскрашивании ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Дети для выполнения заданий пользоваться карандашами, а не фломастерами. Очень полезно обводить орнаменты, узоры, так как в них присутствует множество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв. Кроме того, ребята тренируются в застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование.
Не секрет, что многие дети, приходят в логопедические группы не умеют правильно держать карандаш. Я тоже столкнулась с этой проблемой.
Хочу поделиться опытом, какие игры и упражнения использую в своей работе по исправлению этого нарушения: игры с пипетками, упражнения с прищепками, штампы ушной палочкой, игры со штампами, пинцетом.
Упражнение с пипеткой.
Для этого упражнения вам понадобится пипетка, небольшие емкости для наливания жидкости, формы для льда и карточки с орнаментом. Предложите ребенку перенести жидкость из емкости в формы для льда в соответствии с карточками, главное условие пипетку удерживать тремя пальцами(слайд №5).
Упражнения с прищепками.
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на шляпу.
Предложите ребенку расположить прищепки, по краю шляпы держа их тремя пальцами (слайд №6).
Упражнение с пинцетом.
В сосуд с водой опустить ракушки, мелкие камешки и предложить ребенку достать их с помощью пинцета, который нужно удерживать тремя пальцами (слайд №7).
Упражнения со штампами.
Штамп из ушной палочки. Дайте ребенку лист, с контуром предмета, пусть он заполнит его с помощью ушной палочки, выполняя точечные оттески.
Штампы с изображением животных. На листе с помощью штампов устроить зоопарк.
Штампы из деталей конструктора Лего. Используя детали конструктора можно создавать разные орнаменты и картинки.
Штамп из перевернутого карандаша. Используя ластик карандаша можно « божьей коровки» украсить крылышки, а мухомору шляпку.
При работе штампы держать тремя пальцами (слайды №8-№11)
Упражнения с веревочкой.
Предложите детям веревочку, на концах которой прикреплены счетные палочки и отмечена середина. Кто быстрее наметает веревочку на палочку дойдя до середины,, тот и выиграл. (Слайд №12)
Родители – первые воспитатели ребенка. В своей работе я всегда хорошо помню эту истину. Мы работаем с родителями в одном русле. (Слайд №13)
Семьи, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики родителям я рекомендую игры с бытовыми предметами: с прищепками, орехами, карандашом, крупами, массажной щеткой, решета для лепке пельменей.
Решетка для изготовления пельменей
Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками. (Слайды №14-№15)
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ
Круглую щётку для волос ребенок катает между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп (Слайд №16).
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами на ощупь разные крупы. (Слайд №17)
Насыпать на поднос мелкую крупу и предложить ребенку нарисовать картинку пальчиком, как палочкой на песке. (Слайд №18)
КАРАНДАШИ
Растирание внутренней стороны ладоней шестигранным карандашом движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Растирание внешней стороны ладоней от основания к кончику пальцев шестигранным карандашом. (Слайд №19)
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок предложить повесить сушить носовые платочки. (Слайд №20)
ГРЕЦКИЕОРЕХИ
Между ладонями положить грецкий орех, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно, делать круговые движения,