Предварительная работа: наблюдение за транспортом во время прогулок, рассматривание иллюстраций, уточнение названий машин.
Оборудование: набор картинок пассажирского и грузового транспорта, изображение воздушного пространства и водной глади.
Ход занятия:
В группу приходит домовёнок Кузя. У него картинки с изображением различных транспортных средств.
КУЗЯ: Посмотрите, ребята, какие картинки я сегодня нашёл в своём альбоме. Только вот я совсем не знаю, что это такое? (картинки вывешиваются на доску)
ДЕТИ: Это транспорт.
КУЗЯ: Транспорт? Я знаю волшебный транспорт: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы. А это что за транспорт?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, поможем Кузе разобраться с его картинками. (ответы)
Давайте сначала назовём только те машины, на которых возят грузы. (ответы детей)
-А теперь скажите Кузе, как называют машины, перевозящие грузы?
(грузовые)
-Какие грузы можно перевозить в этих машинах? (ответы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Различные предметы, материалы, продукты.
КУЗЯ: А это что за машины?/ Показывает на другие картинки./
ДЕТИ: Автобус, троллейбус, трамвай.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Каким транспортом могут ещё пользоваться люди.
ДЕТИ: Поездом, метро, самолётом, вертолётом…
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как при этом называются люди, которые пользуются этими видами транспорта? (Пассажирами)
-Как называется транспорт, который предназначен для перевозки пассажиров? (Пассажирский)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подойдём к столу. Здесь лежат картинки и схемы, эта схема, как вы думаете какого транспорта (грузовой, пассажирский). Вам нужно к этим схемам подобрать нужные картинки.
(Дети выполняют задания.)
Мы с Кузей проверим, правильно ли вы подобрали картинки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Почему вы самолёт и корабль положили к пассажирскому транспорту?
(Если ребята оставили картинки самолёта и корабля без внимания, то провести разъяснительную работу.)
Правильно. Это тоже пассажирский транспорт, который передвигается по воде, воздуху.
Кузя просит, чтоб мы с ним поиграли.
Физкультминутка.
Шла по улице машина, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Шла машина без бензина, Делают повороты туловища влево- Шла машина без шофёра, вправо.
Без прихода светофора,
Шла сама, куда не зная, Идут по кругу в обратную сторону.
Шла машина заводная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вернёмся на стульчики. Вы сказали, что есть транспорт, который передвигается по воде и по воздуху. Как называется транспорт, который двигается по воде?
(Водный)
-По воздуху? (Воздушный)
Выставляется панно воздушного пространства и водной глади.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пусть кто-нибудь из вас выйдет и выберет картинки с воздушным и водным транспортом.
Выходят два ребёнка. Затем идёт обсуждение.
КУЗЯ: Я пока вас слушал и придумал загадки.
Загадки у меня не простые, а про умные машины:
Кузов есть у меня,
Без работы я ни дня.
Груз возить я привык
А зовусь я…(грузовик)
Что за чудо-синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
Быстро в небе проплывёт,
Обгоняет птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое…? (самолёт)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое…? (пароход)
КУЗЯ: Молодцы, ребятки отгадали все загадки. А представьте, что будет, если исчезнет весь транспорт?
Идёт обсуждение.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Таким образом, мы можем сделать вывод: транспорт необходим, он предназначен для перевозки людей и грузов.
КУЗЯ: Я много узнал сегодня о машинах, спасибо вам, ребята.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подожди, Кузя, ты забыл о своих картинках, мы их сейчас сложим тебе в разные конверты, чтоб ты знал, где у нас грузовые машины, машины, которые перевозят людей, плавают и летают.
Каждое слово вопросом к детям. Дети раскладывают картинки в нужные конверты, отдают Кузе и прощаются с ним.