kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нестандартные компоненты коммуникативно – ориентированной предметной среды физкультурного образования дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каковы возможности среды физкультурного образования в обеспечении целостного развития  ребенка дошкольного возраста?

Как использовать средства и способы педагогической коммуникации в создании условий для оптимального выбора педагогом и ребенком физкультурных пособий и оборудования?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные компоненты коммуникативно – ориентированной предметной среды физкультурного образования дошкольников»

Нестандартные компоненты коммуникативно – ориентированной предметной среды физкультурного образования дошкольников

Каковы возможности среды физкультурного образования в обеспечении целостного развития ребенка дошкольного возраста?

Как использовать средства и способы педагогической коммуникации в создании условий для оптимального выбора педагогом и ребенком физкультурных пособий и оборудования?

Ребенок дошкольного возраста третьего тысячелетия испытывает не меньшую потребность в движении, чем его сверстники других поколений.

Вялые мышцы, проблемы с осанкой, зрением – этот список можно продолжить бесконечно.

Даже в дошкольном учреждении, где созданы хорошие условия – есть физкультурные залы, оборудование, специалисты можно увидеть детей, не желающих заниматься физическими упражнениями, предпочитают проспать утреннюю гимнастику, посидеть, а не играть с другими.

Это говорит об отсутствии мотивации современного ребенка к занятиям физической культурой.

Вот почему возникает значимость использования средств и способов педагогической коммуникации в создании мотивации детей на двигательную деятельность.

Понятие «Коммуникация» - в переводе с латыни обозначает общее, разделяемое со всеми.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникативный подход в педагогике предполагает образование человека как в процессе общения, так и в созданных педагогом условиях для адекватного восприятия ребенком специальным образом организованной информации.

Понятие «среда» соединяется по значимости с образованием, роль которого в современном обществе возрастает, подчеркивается взаимозависимость понятий « среда» и «образование»

Эффективность реализации коммуникативного подхода во многом зависит от коммуникативно – ориентированной образовательной среды, обеспечивающей комфорт ребенка при освоении значимых для него видов детской деятельности.

Коммуникативно – ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольников – это информационно насыщенный мир физкультурных пособий, снарядов, оборудования, тренажеров и элементов среды приобщения к здоровому образу жизни, способствующей целостному развитию ребенка, повышению уровня его достижений в физическом образовании. Информация в коммуникативно – ориентированной предметной среде структурирована по следующим блокам: Звуковая, кинестетическая, графическая.

Возможности звуковой информации:

Звуковая информация может представлена, как звуковой сигнал (свисток, хлопок в ладоши, звуки бубна, колокольчика), Музыкальный аккорд – как сигнал к началу движения; смена характера музыкального произведения – как информация о смене характера движения.

Если движение носит имитационный характер (подражание животным, явлениям природы), а музыкальное произведение дает указание на содержание движений, технику их выполнения, то включение музыки в занятие будет информационно оправдано. Звуковая информация способствует как физическому развитию ребенка, приучая его к самоконтролю за качеством движений и упражнений, развивая координацию, так и интеллектуальному развитию.

Кинестетическая информация может быть заложена в многофункциональной конструкции физкультурного оборудования и пособий, носящих развивающий характер. Из промышленно изготовленных пособий кинестетической информацией воздействует на характер движений дошкольника, так шагоходы (регулируют темп ходьбы, амплитуду шага), дорожки для ходьбы и прыжков (информируют ребенка о характере движения и его амплитуде). Эти пособия предполагают непосредственное участие взрослого в обучении детей движениям, словесных указаний, показа, что ограничивает сферу применения данного оборудования и инвентаря в физкультурном образовании детей. Комбинируя разные пособия можно добиться их информационной функциональности. Создавая горизонтальную конструкцию из обручей для освоения детьми техники подлезания, педагог закладывает в нее кинестетическую информацию: невозможно пролезть в обруч, если не прогнуть спину, не выпрямиться на входе.

Особую роль в коммуникативно – ориентированной среде физкультурного образования отводится графической информации.

На качестве этой информации построена работа по приобщению ребенка к ценностям здорового образа жизни, по созданию мотивации к занятиям спортом, интереса к спорту, спортсменам, их достижениям.

Используя фотографии, модели, схемы, символы, цветовые фигуры, педагог передает детям необходимую информацию о движениях, упражнениях, играх.

Используя эспандер ребенок не может сам регулировать степень его натяжения, педагог расположив на натягиваемой поверхности графический ориентир- цветные полоски, объяснив их назначение, может предложить ему самостоятельное использование эспандером. Или используя гантели, пометить их значкам и, цветовыми пятнами, указывающими на их вес, что позволит ребенку самостоятельно брать гантели исходя из физических возможностей. Создавая коммуникативно – ориентированную среду физкультурного образования, мы тем самым обеспечиваем развивающий характер процесса физкультурного образования в условиях ДОУ.

Как часто дети используют спортивное оборудование в самостоятельной деятельности?

Понаблюдать, как дети используют спортивный инвентарь в физкультурном уголке, на основе этих наблюдений можно сделать вывод о двигательной деятельности детей. Чтобы достичь положительного результата, необходимо создать такую предметную среду, которая побуждала бы ребенка к действию, смогла бы меняться в зависимости от индивидуальных особенностей и наклонностей ребенка, в соответствии с видом движения, игры, ее содержанием и перспективами развития.

Поэтому надо развивать у детей интерес к использованию оборудования, что в свою очередь влечет за собой оптимизацию двигательной активности детей в режиме дня

Коммуникативно – ориентированные компоненты среды создают дополнительную мотивацию к бережному использованию оборудования.

Вариативность компонентов среды, многофункциональность использования оборудования, использование в процессе других видов деятельности: игры, музыкально – театральной, познавательной.

Благодаря многофункциональности пособий у детей возникает множество замыслов и возможность их реализации. Деятельность приобретает творческий характер. Коммуникативно – ориентированная среда позволит детям организовать собственное пространство для самостоятельной деятельности, что обеспечит не только физическое и коммуникативное развитие детей, но и будет способствовать развитию других интегративных качеств личности дошкольников.

Задачи использования: развитие ориентировки в пространстве, координации движений; упражнение в технике прокатывания мяча (кегли используются в качестве зрительных ориентиров; в соответствии с возрастом и уровнем физического развития ребенка кегли устанавливаются в различных вариантах: ворота, змейка, лабиринт; развитие глазомера, ловкости, скорости, силы, творческого мышления.

Задачи коммуникативного развития: развитие объяснительной речи, умения понимать смысл передаваемой информации по жестам и мимике; умение ориентироваться в графическом материале; развитие творческого мышления через умение заменять предметы - оригиналы игрушками – заместителями; грибочки, пенечки, кочки, кегли зеленого цвета – трава, синего – озера формирование представлений о цветовой сигнальной и оценочной системах, а также об основных сенсорных эталонах.

Использование в качестве атрибутов в подвижных играх, использование для создания сказочных героев, кегли могут декорироваться геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

Таким образом, освоение детьми коммуникативно-ориентированной среды ДОУ содействует повышению как качественных, так и количественных результатов востребованности компонентов среды детьми, а, следовательно, разнообразию их самостоятельной двигательной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Хорькова Светлана Викторовна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426242


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства