Название проекта | " Никто не забыт, ничто не забыто". |
Основная идея проекта | На основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны, города, своей семьи во время Великой Отечественной войны. |
Методологическая основа проекта | Методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Методология базируется на конкретных научных подходах. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях. Усвоение детьми системных знаний о социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития своего родного края. Исходя из этого мы посчитали важным познакомить детей с историей : биографиями замечательных людей, прославивших наш город и район, в честь которых были воздвигнуты памятники. В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с военным историческим прошлым родного края были положены конкретные принципы: энциклопедичность и уникальность особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина. |
Используемые педагогические технологии | технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; личностно-ориентированные технологии. |
Взаимодействие с администрацией | Заведующая создает условия для творческого роста педагогов своего коллектива, возможности заниматься исследовательской и экспериментальной работой. Воспитатель-методист организует систему методической и исследовательской работы в дошкольном образовательном учреждении, консультирует воспитателей и специалистов по вопросам осуществления инновационной деятельности в детском саду. Разрабатывает методические рекомендации для педагогов по использованию новых инновационных педагогических технологий и авторских программ. |
Взаимодействие с педагогическим коллективом | Подготовка и проведение бесед; экскурсии в городскую и детскую библиотеки, к памятникам Воинской Славы, Вечному огню; открытые мероприятия: ООД, физкультурные досуги, мастер-класс для педагогов "Изготовление ордена"; подготовка детей к конкурсу стихов; создание папок-передвижек; оформление альбома, стендов; выставка детской литературы на военную тематику. |
Взаимодействие с воспитанниками | Чтение художественной литературы, беседы, игры, прослушивание музыкальных произведений, организованная образовательная деятельность, конкурс чтецов, выставка рисунков и творческих работ, участие в городской интеллектуальной олимпиаде; участие в городском конкурсе "Весенняя капель" в номинации "Песни военных лет", просмотр документальных видеороликов и презентаций о ВОВ, встречи с ветеранами, концерты, экскурсии, досуги, праздник Парад Победы. |
Взаимодействие с родителями | Беседы, консультации, проведение совместной акции "Ветеран живет рядом"(адресное посещение с педагогами ветеранов ВОВ), поделки для выставки творческих работ, информирование и вовлечение к исследовательской деятельности (сбор документов, наград, фотографий ветеранов, писем с фронта и другого материала), совместное создание Книги памяти и презентации "Моя семья в годы ВОВ", участие в Параде Победы 9 мая. |
Дополнительная информация о проекте | Организация и проведение конкурса чтецов с участием Члена Союза писателей, поэтом Хомяковым В.А; участие в панихиде у могилы Неизвестного солдата 8 мая; |
1. Обоснование необходимости проекта: Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины". (Краткий философский словарь). Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Только в результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. |
2. Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений. Задачи проекта: Расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне (о защитниках отечества, о функциях армии). Знакомить с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через художественные произведения, кино и фотохронику. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности в ДОУ и в семье. Обогащать кругозор детей о традициях нашей страны: праздновании Дня Победы, проведение парада Победы, экскурсий к памятным местам. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне; умение составлять рассказ о своей семье Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, чувство гордости за Родину, за наш народ. Формирование у детей знаний о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, за свою семью. Привлечение родителей к сотрудничеству при работе над проектом. Воспитывать гордость, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны; бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению. Способствовать привлечению родителей к совместной работе над проектом, к участию в праздничных мероприятиях, к созданию наглядно -дидактического материала на тему Великой Отечественной войны. |
3. Целевая группа проекта: Дети от 3 до 7 лет, воспитатели, родители воспитанников. |
4.Сроки реализации проекта: апрель 2019 год по май 2020 года |
5. Ожидаемые результаты - В ходе проведенных мероприятий, дети научатся ориентироваться в истории нашей страны, проявиться заинтересованность к истории своей семьи, и истории своего края; - у детей сформируются элементарные знания и представления об истории Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, о героях войны, о российской армии как о надежной защитнице нашей родины, о жизни народа в военное время, в тылу, о боевой технике ВОВ, о Дне Победы; - продолжится формирование у детей патриотических чувств, патриотизм гордость за стойкость, самоотверженность, героизм народа , победившего в ВОВ, уважение к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ; - воспитание в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное время. - формирование у детей уважительного отношения к ветеранам, пожилым людям, желание оказывать посильную помощь - повышение речевой активности, расширение словарного запаса, знаний об исторических фактах победы над фашизмом Развитие исследовательской деятельности детей развитие коммуникативных навыков. - включение родителей в воспитательно-образовательный процесс 6. Этапы проекта Подготовительный Изучение имеющихся условий для реализации проекта; Сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала; Работа с методической литературой; Составление плана работы над проектом; Создание развивающей предметно-пространственной среды. Основной Беседы; Организованная образовательная деятельность; Консультации, папки-передвижки, стенды для родителей; Викторины с родителями; Просмотр кино и видео-хроник; Художественное творчество; Экскурсии; Физкультурные досуги; Развлечения ко Дню Защитника Отечества; Посещение ветеранов на дому. Заключительный Выпустить Книгу памяти о родственниках воспитанников и сотрудников, воевавших за освобождение нашей Родины в ВОВ; Создать стенд творческих работ семей воспитанников «Открытка для ветерана» и выставка детских рисунков; Создать предметно – развивающую среду для детей и родителей; Провести праздник" День Победы" с приглашением ветеранов; Участие в Параде Победы 9 мая. Реализация проекта осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. |
6. Перспективный план мероприятий |
№ | Тема мероприятия, цель, задачи | Сроки проведения | Ответственный |
| Беседы "Что должен знать будущий содат"; "Что такое героизм?"; "Дети-герои войны"; "Герои - сасовцы" Цель, задачи: воспитание уважения и гордости за своих земляков; формирование знаний о том, что именами героев –земляков названы улицы нашего города, стремления больше узнать об истории своего народа на основе ознакомления дошкольников с историческими фактами ВОВ; Сформировать интерес к данной теме и расширять представление о ВОВ. | В течение проекта | Воспитатели |
| Экскурсии в детскую библиотеку, по улицам, названным именами земляков – героев ВОВ, к мемориальному комплексу, к памятнику сасовцам, погибшим в воинах во все времена. Цель, задачи: воспитание патриотических чувств; формирование качеств: наблюдательности, внимания, способствующих обогащению знаний об окружающем мире; воспитывать у детей патриотизм, желание возлагать к памятникам цветы, как знак памяти, благодарности тем, кто ценою своей жизни отстоял нашу Родину и погиб, защищая ее; вызвать у детей эмоциональный отклик; формировать мнения о недопустимости повторения войны. | Февраль, апрель 8 мая | Воспитатели |
| Физкультурные досуги: "Спортивным рекордам- ваши славные имена"; "Сильные, смелые, ловкие» Цель, задачи: Пропаганда и формирование здорового образа жизни; привлекать детей к систематическим занятиям физической культурой; развивать двигательную активность, физические качества: волю, силу, смелость, быстроту, ловкость; воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. | Январь, апрель | Воспитатели старших групп |
| Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники», "Памятник солдату"; С.Баруздин "Рассказы о войне"; С.Михалков "День Победы" Цель, задачи: Знакомство с произведениями о ВОВ, воспитание патриотизма; познакомить с произведениями художественной литературы о ВОВ; обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь. | В течение проекта | Воспитатели |
| Презентации: "Города-герои"; "Поклонная гора" Цель, задачи: Знакомство детей с городами- героями России (Москва, Ленинград, Волгоград и т.д.) с использование инновационных технологий (ИКТ); расширять знания детей о том, почему им присвоено такое звание; познакомить детей, с местом нахождения Поклонной горы; знакомство с военной техникой времен ВОВ. | Март | Воспитатели |
| Организованная образовательная деятельность "Письма с фронта", "Герои -сасовцы", "Дети - герои в годы Великой Отечественной войны" Цель, задачи: воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны; знакомство с новыми героическими страницами в истории нашей Родины; показать мужество и героизм людей в ходе ВОВ; вызвать у детей желание делиться впечатлениями об увиденном; учить составлять короткие рассказы на заданную тему; обогащать словарный запас. | Февраль | Воспитатели |
| Просмотр кино- и видеохроники " Блокада Ленинграда", " Священная война", " Смена Почетного караула" Цель, задачи: формирование основ патриотического воспитания, желание видеть историю через кино; развить интерес к событиям ВОВ; знакомить с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через документальные кадры кинохроники; развивать познавательную активность; вызвать эмоциональный отклик. | В течение проекта | Воспитатели |
| Адресное посещение ветерана "Ветеран живет рядом" Цель, задачи: привлечение родителей для участия в педагогической деятельности по воспитанию чувства патриотизма у подрастающего поколения внутри семьи, в обществе; Совместное посещение с родителями ветеранов ВОВ. | В течение проекта | Воспитатели, родители |
| Дидактические, сюжетно-ролевые игры "Подбери картинку", "Что лишнее", "Чья форма?", "Снайпер", "Разведка" Цель, задачи: Расширение знаний о ВОВ через игровую деятельность; развитие физических качеств: меткость, силу, выдержку; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. | В течение проекта | Воспитатели |
| Выставка детских рисунков: "Их подвиг вечный","Военная техника","Праздничный салют". Цель, задачи: развивать творческие способности детей; привлекать родителей к совместному творчеству; выставка детских рисунков, сплочение семей. | | Педагог дополнительного образования, воспитатели |
| ООД Рисование "Салют над городом в честь праздника Победы"; Лепка "Военная техника"; Конструирование "Орден" Аппликация "Открытка ко Дню защитника Отечества"; "Открытка ветерану на 9мая". Цель, задачи: отражение детского интереса в художественном творчестве; развивать творческие способности детей; вызвать у детей желание изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ; учить передавать впечатления через рисунок, используя знакомые приемы рисования, аппликации. Выставка творческих работ. | Февраль - апрель | Воспитатели, Педагог дополнительного образования |
| Торжественные встречи с ветеранами ВОВ " Не забудем их подвиг великий" Цель, задачи: Воспитание уважения к ветеранам ВОВ, чувства признательности и благодарности ; продолжать знакомить детей с героями и участниками ВОВ; воспитывать уважение ветеранам, трепетное отношение к празднику Победы. | В течение проекта | Воспитатели старших групп |
| Создание Книги памяти "Моя семья в годы Великой Отечественной войны" Цель, задачи: Совместное создание книги Памяти, сплочение коллектива сотрудников с семьями воспитанников; сохранение памяти о не вернувшихся с фронта и об оставшихся в живых участниках ВОВ; вовлечение родителей в совместную поисково-исследовательскую деятельность; подборка исторического материала (фото, писем, наград и т.д.) о своих родственниках принимавших участие в битвах ВОВ | Январь - апрель | Воспитатели |
| Конкурс стихов на военную тематику Цель, задачи: Воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, любви к Отечеству и своему народу; развитие речи детей, обогащение словарного запаса через стихотворение о войне; развитие выразительности в чтении стихов; воспитывать желание участвовать в конкурсе. | Апрель | Воспитатели |
| Предметно - развивающая среда .Создание в группах уголков: "Никто не забыт -ничто не забыто", "Дети- герои ", "Вспомним всех поименно", "9 мая - День Победы" Цель: знакомство и расширение представлений о ВОВ | В течение проекта | Воспитатели |
| Концерт для ветеранов " Поклонимся великим тем годам" Цель, задачи: вызвать у детей интерес к людям, прошедшим дорогами войны; учить вести беседу, диалог; воспитание чувства уважения и благодарности к ветеранам. | апрель | Воспитатели, музыкальный руководитель |
| Праздник "День Победы" Цель, задачи: воспитывать у дошкольников чувство сопричастности к всенародному великому празднику День Победы; вызвать желание участвовать в празднике; формирование чувства благодарности и уважения к людям, победившим в ВОВ и гордости за свою великую непобедимую Родину- Россию; воспитывать трепетное отношение к празднику День Победы. | 8 мая | Воспитатели старших групп . |
7. Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершении и в долгосрочной перспективе. Формирование элементарных знаний и представлений об истории Отечества, о Великой Отечественной Войне, о подвиге нашего народа, о героях войны, о российской армии , как надежной защитнице нашей родины, о жизни народа в военное время, работе тыла, о боевой технике ВОВ, о Дне Победы. Формирование у детей уважительного отношения к ветеранам, пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь Возникновение у детей чувства гордости за стойкость, самоотверженность, героизм народа, победившего в ВОВ. Воспитание уважения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитание в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувства благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное время. Развитие у дошкольников исследовательской и творческой деятельности, умения представить продукт своей деятельности Повышение речевой активности, расширение словаря. Улучшение качественных показателей в работе с родителями: родители активнее взаимодействуют с детским садом, проявляют большую инициативу, что позволяет выйти на новую ступень сотрудничества. 8. Дальнейшее развитие проекта. Чем раньше воспитывать в детях чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное время, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом поколение мы получим в недалеком будущем. В перспективе мы планируем продолжить работу по ознакомлению детей с героическими страницами истории нашей страны, с памятными местами, памятниками, героями войны, проводить беседы, посещать на дому ветеранов ВОВ. Организовать в детском саду мини-музей «Боевой славы». Оформить совместно с родителями семейные мини-газеты «Чтим! Помним! Гордимся!» Продолжить экскурсии к памятным местам, в исторический краеведческий музей, музей им. А. П. Аверкина. Реализовывать макет данного проекта в рамках других тем (День независимости России, День согласия и примирения, День защитника Отечества) с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей России. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития им необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, поэтому необходимо продолжить поисково-исследовательскую деятельность с родителями, направленную на выявление членов семей, живших в годы ВОВ. |
1. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ изд. Мозаика-Синтез 2014г.
2. Кондррыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ М.ТЦ Сфера, 2006г.
3. Писарева А.Е. Живем а «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ Методическое пособие МТЦ Сфера 2007г.
4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитаелей ДОУ М. «Издательство Скрипторий 2003» 2008
5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.Скрипторий 2003, 2008г.
6. Казаков А.П. , Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. ГНОМ , 2015г.
7. Жарков А.Д.Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение 1980г.
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. М.Сфера, 2014г.