kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ниткопись – как средство развития мелкой моторики у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов. 

Ниткопись — это изобразительная деятельность, изделия которой создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность шероховатого, ворсистого материала. Нитки образуют контур изображения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ниткопись – как средство развития мелкой моторики у детей»

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка.

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую-либо деятельность.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно,  без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Одним из них является ниткопись.

Ниткопись — это изобразительная деятельность, изделия которой создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность шероховатого, ворсистого материала. Нитки образуют контур изображения.

Освоение ниткописи доступно каждому. Достаточно положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную или кошмелоновую нитку, слегка прижимая её пальцем по всей длине. При вертикальном положении листка нитка сохранит своё исходное положение, она не упадёт и не сместится. Нитка удерживается за счёт сцепления волосков двух материалов, поэтому дополнительные средства крепления ей не нужны.

Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на укладываемой поверхности. Это даёт возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что значительно расширяет возможности преобразования создаваемых образов.

Попробуйте изобразить ниткой на бархатной бумаге треугольник, букву, знак.

Для того, чтобы во время работы нитка не сдвигалась, её надо прижать пальцем за законченным участком изображения и затем уже формировать новый участок.

Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетания ниток будет источником для творческого замысла, как взрослого, так и ребёнка.

Удачным будет использование ниткописи после изученной цифры, фигуры или знака, изобразив их на бархатной бумаге.

Вариантов работы с ниткописью большое множество.

При изучении эмоций человека психолог или дефектолог удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печаль, равнодушие и т.д., изменяя только губы, глаза и брови. Одной ниткой выкладывается контур овала лица человека, другой его глаза, третьей рот и т.д.. Изобразите своё настроение.

При изучении глаголов можно изобразить схематично человека в движении: идёт, бежит, стоит, и т.д., меняя только положение рук и ног.

Для развития воображения и фантазии выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребёнок подумает, на что он похож и дополнит его до нужного образа. Совместно составьте по этому образу короткий рассказ или сказку.

Это пособие многократного использования. При частой работе с одним и тем же листом бархатной бумаги уплотняется её верхний слой. Восстановить ворсистость можно, почистив бумагу сухой зубной щёткой.

В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Инновационная технология «ниткопись» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.

Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.

Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Таким образом, ниткопись и есть тот самый искомый золотой ключик к интенсивному развитию способностей малыша. Ведь при любом двигательном тренинге развиваются не только руки, но и мозг. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ниткопись – как средство развития мелкой моторики у детей

Автор: Бурашникова Евгения Валерьевна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства