Словесные: ситуативный разговор, беседа, художественное слово: загадки, рассказ, вопросы к детям, обобщение, поощрение.
Практические: выполнение коллективной аппликации.
Двигательные: динамическая пауза с элементами музыкального сопровождения, пальчиковая гимнастика «Осьминожка».
Словарная работа: оригами, аппликация, океан, море, штиль.
Предварительная работа: беседы о морских обитателях, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение художественной литературы.
Оборудование:
Для детей: цветная бумага, клей, клеенка, ножницы.
Для педагога: презентация «Морские обитатели», аудиописьмо, репродукции И.К.Айвазовского, музыкальный ряд: «Звуки моря», ракушки.
Программное обеспечение:
1.Программа «Детство».
2.С. Мусиенко, Г.Бутылкина. «Оригами в детском саду».
3. Т.И. Тарабарина. «Оригами и развитие ребенка».
4.З.А.Богатеева. «Занятия аппликацией в детском саду».
Ход занятия:
1 часть. Вводная:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель включает музыку «Шум моря».
В: - Ребята, что за звуки здесь слышны, это какой-то шум? На что он похож, что вам слышится в этом шуме?
Дети. Ответы детей. (Плещется вода, волны бьются о скалы, кричат чайки и т. д.)
В: - Да, действительно, а где можно услышать такие звуки?
Дети: Ответы детей. (На море)
В: Дети, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. Интересно, что в этом письме.
Воспитатель включает запись.
- Здравствуйте ребята. Я царь огромного подводного царства Нептун. Я узнал, что в вашем детском саду очень ловкие, смелые, а главное умные дети, поэтому решил попросить у вас помощи. В моем подводном мире произошла большая беда. Люди не заботились о чистоте моря, выбрасывали в него мусор, сливали грязные отходы. Из-за этого вода в моем царстве стала очень грязной и опасной для обитателей морского дна. Они больше не могут, там находится, и тоже просят вас о помощи. Помогите…
В: - Ну что ребята поможем Нептуну? - А как же мы сможем ему помочь?
Дети: Ответы детей.
В: Правильно.Убрать из моря весь мусор, больше не загрязнять его, бережно относиться к природе. Ребята, а кто из вас видел море, каким оно бывает?
Дети. Ответы детей.
В: Да, море бывает спокойным, ласковым, гладким как зеркало. А тем, кто никогда не был на море, я хочу показать картины – репродукции великого художника Айвазовского И. К. «Девятый вал» и «
Предлагаю детям подойти к мольбертам. На них стоят картины. Дети сравнивают, чем море отличается друг от друга.
Дети. Ответы детей. ( Одно море спокойное, другое страшное.На одном волны спокойные, на другом большие волны.)
В: рассказывает про картину «Девятый вал».
На своей картине он изобразил самую огромную и страшную волну, которую моряки называют девятый вал. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Море на этой картине страшное, гневное, злое, пугающее. Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря. Видите, каким разным может быть море.
В: -А кто из вас ребята знает , кто обитает в море?
Дети. Ответы детей.
В:. А на чем мы с вами можем опуститься на морское дно?
Дети.Ответы детей.
Занимайте места в подводной лодке. Готовы? Закрывайте глаза! Погружаемся! (звучит музыка)
Показ презентации «На дне морском».
В: В море обитает большое количество животных. А предлагаю вам отгадать загадки, и если вы правильно отгадаете загадки, то на экране покажется отгадка.
Эта рыба – хищник злой
Всех проглотит с головой
Зубы, показав, зевнула
И ушла на дно… (акула)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)
Средь морских живёт глубин
Длиннохвостый Чудо-Блин.
Скопил он электричества
Немалое количество.
Если чем-то недовольный
Током дернет очень больно (скат)
Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо
Как зовут её? (медуза)
На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конёк)
Меня узнаете везде,
Умею прыгать я в воде,
Я быстро плаваю, ныряю
И рыбку вкусную (дельфин)
В: - Наше путешествие подходит к концу. Закрыть глаза приготовиться к всплытию. Понравилось путешествовать, кого мы повстречали?
Дети. Ответы детей. (дети перечисляют).
В: Давайте заселим наше море морскими обитателями, но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осьминожка».
Эта ножка, чтобы кушать - дети делают массаж пальцев рук, начиная с мизинца. Эта ножка с нею дружит,
Эта ножка, чтоб играть,
Эта - чтобы рисовать,
Ну, а эта, чтобы нырять,
От акулы удирать - дети складывают ладони и «виляют» хвостиком.
Эта - брюшко почесать - дети «чешут» ладони.
А седьмая и восьмая - Маму с папой обнимать - дети несколько раз сжимают пальцы в «замок».
2 часть. Основная (практическая).
В: Я предлагаю вам посмотреть, какое море пустое. А чем мы еще можем заселить море, кроме морских обитателей?
В: Ребята, я предлагаю вам по желанию делать рыбок, камни и водоросли. Когда кто-то из вас сделает свою поделку, то можно спокойно встать, подойти к столу и наклеить ее на общий лист. Во время работы детей педагог подсказывает, помогает советами.
3 часть. Итог.
В: - Посмотрите, какое замечательное море у нас получилось, как настоящее, Нептун будет доволен. Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали, что увидели, чем занимались? Что понравилось? Что было трудно?
Дети. Ответы детей. (Мы побывали на морском дне, помогли морским жителям – создали для них чистое море, и т. д.)
В: Нептун и его морские обитатели будут очень рады вашей помощи. А в благодарность они прислали нам дары моря. На память каждый из вас может взять эти маленькие ракушки. Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.
Педагог дарит детям ракушки, они прощаются и уходят.