Просмотр содержимого документа
«НОД "Кукла - малышка"»
Тема «Изготовление оберега Кукла-Малышка»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тип НОД: художественно – эстетическая деятельность
Форма организации: фронтальная
Цель: ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.
Задачи:
1. Образовательные
- Научить детей последовательному изготовлению куклы – малышки.
- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.
- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.
2. Развивающие
- Формировать у детей эстетический вкус;
-Развивать творчество, воображение.
3. Воспитательные:
-Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.
- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результатов труда.
Словарь: названия кукол «Травница», «Крупеничка», «Десятиручка», «Малышка», оберег
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
Постановка проблемной ситуации,
формирование эмоциональной отзывчивости,
взаимодействие воспитателя, героя и детей во время занятия.
Познавательное развитие:
Обсуждение и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы.
Речевое развитие:
Развитие диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?», закличка.
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление куклы – Малышки.
Использование фоновой музыки во время самостоятельной работы.
Физическое развитие:
Физкультминка в завершении занятия.
Материал и оборудование: макет русской избы, куклы обереги, лоскутки белой и цветной ткани, красная шерстяная нитка, схемы изготовления кукол, русская народная музыка
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».
- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».
- Дидактическая игра «Из чего сделана?»
- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».
Ход НОД:
1 часть. Мотивиационный этап
Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу. В. Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте)
В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты? Как обычно?
Как называется наш костюм? Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?
Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы. Хотите отправиться в путешествие?
Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
Где мы с вами оказались? (В избе).
В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?
Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок.
Домовенок:
Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!
Потерял! Все! Все!
Почему я долго спал?
Где сундук свой потерял?
В гости ждал к себе ребят (Неожиданно поворачивается к ребятам)
- Ой! Они уж тут стоят (Приводит себя в порядок).
- Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Меня Кузей называют,
Я в селе Фоки проживаю,
Охраняю ваш покой,
Очень я мастеровой.
Кто у меня побывает,
Тот многое узнает.
(грустно) Только вот, беда, какая,
Где сундучок мой, я не знаю?
В нем же разные изделия,
В нем такое рукоделье! (ищет)
В. Ребята, давайте поможем Кузе найти сундук.
Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.
Домовенок:
Вот в него я загляну, Что в сундучке всем покажу? (достаёт куклу)
Посмотрите, ребята, что это? (кукла)
- Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?
Д. А моя кукла необычная.
В. Ой, Кузя, а наши дети знакомы с такими куклами. Ребята, посмотрите, как называется эта кукла? (Травница)
Молодцы! А почему она так называется?
Д. Правильно. А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)
В. А эту куклу, почему так назвали?
В. Молодцы ребята, а ты Кузя всех своих кукол нам покажи, мы много о них знаем. (Домовёнок достаёт всех кукол: зайчик на пальчик, день и ночь, десятиручка.)
В. Ребята, как называют всех этих кукол? (Это куклы – обереги)
В. Почему их так называют? (Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.)
Ребята, из какого материала сделаны куклы? (из лоскутков)
Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная)
Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая? А из соломы? и. т. д. Игра на словообразование. (из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)
Д. Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.
(они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух)
Д. Ну, удивили и об этом они знают!
2 часть Содержательный этап
Д. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Малышка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели. Её, я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас.
В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Кузя за подарок?
Д. Ну а мне, пора с вами прощаться. До свиданья детвора ждут меня ещё дела.
(Дети прощаются с домовёнком.)
В. Подарил нам Кузя Куклу обереговую, да только вот беда, кукла – Малышка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)
В. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!
В. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».
А вот и волшебная мастерская. Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Малышку. Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.
Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать)Умнички!
1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).
2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.
3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)
4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Малышки. Надеваем платочек на голову, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.
5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.
6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.
Он ушами шевелит (подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.
Вот так, вот так надо лапочки согреть. (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)
Матрешки и мышки (на мотив «как у наших у ворот»)
Вот матрешечки гуляли
В лесу ягоды искали (идут по кругу)
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали (собирают грибы)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели,
Так, так и вот так,
Вкусны ягодки поели. (садятся на пол и едят ягоды с ладошки)
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали. (закрывают глазки и кладут ладошки под щечку)
А потом они плясали
Свои ножки выставляли (выставляют ножки на пятку)
Так, так и вот так
Свои ножки выставляли (кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки
Прямо у лесной опушки
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.
Эй, матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Вышел мишка на лужок
Вышел мишка на лужок
Собрались мы все в кружок
Мишка хлопает в ладоши
Он у нас такой хороший,
с Мишей хлопайте, ребята.
Ну-ка, вместе: раз, два, три.
А теперь - замри!
Вышел Мишка на лужок,
Собирается в кружок.
Мишка бегает, как ветер,
Он быстрее всех на свете.
Эй, ребята, догоняйте!
Ну-ка, вместе: раз, два, три…
А теперь – замри!
Вышел Мишка на лужок,
Собрались мы все в кружок.
Мишка ползает проворно
Кто из вас его догонит?
Ну-ка, дети не робейте
Ну-ка, вместе: раз, два, три…
А теперь – замри!
Вышел Мишка на лужок,
Собрались мы все в кружок.
Мишка весело хохочет
Он у нас такой хороший.
Смейтесь с Мишею, ребята,
Ну-ка, вместе: раз два, три…
А теперь замри!
Ну-ка, зайка попляши!
Ну-ка, зайка, попляши.
Ну-ка, серый, попляши.
Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Хорошенько попляши!
(дети с песней идут по кругу, в центре домовенок пляшет, используя знакомые плясовые движения)
В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали? (она мягкая, теплая, добрая, красивая)
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
3 часть Рефлексивный этап
1. Где мы с вами сегодня побывали?
2. Чему мы научились?
3. Что для вас было самым трудным?
4. Какое сейчас у вас настроение?
5. Понравилось вам наше путешествие?
Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Малышка.
Список литературы
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.