Просмотр содержимого документа
«НОД " Пересказ по произведению Н.Н. Носова "Живая шляпа"" старший возраст»
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
с использованием сюжетных картинок.
(старший дошкольный возраст)
Выполнила :Архипова О.И. 41 группа
Цель: Развитие связной речи у детей.
Задачи:
Образовательные области:
Познавательное развитие:
Создать условия для знакомства с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
Способствовать развитию интереса к произведениям Н. Н, Носова ; Способствовать развитию логического мышления, т. е. формировать умение устанавливать причинно – следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания;
Формировать умение исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
Активизации словаря с помощью проговаривания и подбора прилагательных к существительным;
Обогащение словаря прилагательными с помощью подбора их к существительным;
Способствовать развитию монологической речи, т. е. формировать умение
связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа;
Закреплять умение составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Словарная работа:
Уточнение значения слов:
существительных «кочерга», «бродяга»;
прилагательных «фетровая»;
глаголов «плюхнулась»;
фразеологических оборотов «трясутся от страха», «бродяга такая».
Социально – коммуникативное развитие:
Закрепление навыков совместной деятельности
Воспитание гуманного отношения к животным.
Художественно – эстетическое развитие:
Способствование развитию эмоционально - образного воображения и эстетического вкуса.
Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, двигательная.
Оборудование: шляпа, набор сюжетных картинок к рассказу Н. Носова, книги Н. Носова.
Предварительная работа:Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям, уточнение значений новых слов.
Методические приемы:
Сюрпризный момент;
Предварительная беседа;
Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу:
Вопросы к детям по содержанию сюжетных картинок;
Составление плана пересказа произведения, используя серию сюжетных картинок;
Динамическая пауза.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.
Воспитатель: - Ребята, что это за предмет?
Дети: (шляпа).
Воспитатель: - Интересно, откуда она могла появиться здесь?
Дети: - (ответы детей).
Воспитатель: Мне, кажется , кто то забыл ее вчера убрать!
Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место.
- Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
Дети: Весной или осенью.
Д/И «Подбери предлог»
Воспитатель: - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?
Дети: - Шляпа лежала на столе.
Воспитатель: - А сейчас - где лежит наша шляпа? (воспитатель меняет расположение шляпы )
Дети: - на голове.
Воспитатель: - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?
Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).
Воспитатель: - Молодцы.
Д/И «Какой? Какая? Какое?»
(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).
Воспитатель: - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету?
Дети: - Чёрная.
Воспитатель: – А по размеру?
Дети: - Большая.
Воспитатель: - По времени года?
Дети: - Весенняя, осенняя?
Воспитатель: - Из какого материала она сделана?
Дети: - ??? - если дети затрудняются с ответом, воспитатель называет.
Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она какая?
Дети: - Фетровая.
Воспитатель: - По предназначению: ее носят мужчины или женщины?
Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.
Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?
Дети: - Детская.
Воспитатель: - Ребята, какая замечательная у нас шляпа.
II. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята обратите внимание на выставку книг, книги какого писателя вы видите?
Дети: - книги писателя Н. Носова.
Воспитатель: - Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Мы с вами уже читали рассказ «Живая шляпа». Эта история произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей)
- Смешная это история или печальная?
- Какой предмет «ожил» в доме Вадика?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Воспитатель:
- Хорошо, тогда сейчас проверим, кто лучше запомнил этот рассказ .
1.Где лежала шляпа?
-На комоде
-на диване
-на полу
2.Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода?
-Васька
-Пушок
-Мартын
Динамическая пауза.
Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».
3.Что делали Вовка и Вадик?
-Раскрашивали картинки
-уроки
-играли с машинками
4.Какой предмет «ожил» в комнате Вадика и Вовки?
-Шляпа
-зонтик
-комод
Куда побежали ребята прятаться от шляпы?
-На кухню
-во двор
-к соседям
Чем решил треснуть Вадик живую шляпу?
-Клюшкой
-стулом
-шваброй
Что кидали мальчишки в шляпу?
-Картошку
-камни
-мячики
Кто оказался под шляпой?
-Котенок
-щенок
-мышь
Воспитатель;
- Чудеса! Чудеса!
В нашем доме чудеса!
Ходит шляпа по паркету,
Я не верю, тру глаза.
Это ж надо, по паркету!
От дивана до буфета,
От дверей и до рояля
Ходит шляпа как живая!
-Где происходит действие рассказа?
— На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
— Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?
— Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
— Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Расскажите, как мальчики испугались.
— Как узнали мальчики секрет шляпы?
— Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
— Почему Володя собрался уходить?
— Что его остановило?
— Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
— Оцените поведение мальчиков. Какие они?
— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
— Как же мальчики относятся к животным?
— Какими мы их видим в конце рассказа?
— Смешная это история или печальная?
— А как бы вы поступили на месте мальчиков?
Воспитатель: Показывает детям книгу Носова «Живая шляпа», из которой вылетают страницы .
Воспитатель: - Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ еще раз.
(Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).
Воспитатель: - Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?
Дети: - Да. Мы поможем собрать картинки.
(Дети собирают иллюстрации.)
-Теперь мы составим план рассказа
- Из скольких частей состоит каждый рассказ?
- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу).
-Какое название можно придумать для этой части?
- О чём говорится во второй части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?
Воспитатель:- Молодцы! – Ребята, кто из вас может рассказатьэту историю от начала до конца? (воспитатель спрашивает 2-3 детей).
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде.
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, чтошляпа лежит на полу.
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпазашевелилась и поползла к нему.
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты.
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась.
6. Тогда мальчики взяли картошку и стали кидать в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок.
3.Заключительная часть
-Какой рассказ мы обсудили? Кто автор?
-Что вам понравилось в занятии? Что было самым сложным?
- Чему нас научил рассказ «Живая шляпа»? (Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае)
Дальнейшая работа:
Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова, поддерживать интерес к его произведениям. Поощрять желание детей отображать свои впечатления от прочитанных произведений в художественно - творческой деятельности, театральной деятельности, через игру.
Источники:
В.И. Яшина, М.И. Алексеева «Теория и методика развития речи у детей»