kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД по экологии "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное занятие о временах года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД по экологии "Времена года"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Алёнка”

 




                                                                                         Конспект

 Итоговой непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию (по экологии)

в старшей группе компенсирующей направленности.

                                                                      Тема “Времена года” 

                                                                                                                                   воспитатель                                                                                                                         

                                                                                                                                                            Шевченко Ирина Петровна

                                                                                                

 


п. Зимовники

                                                                                               2021 г.

 

Цель: Создание условий для формирования экологической культуры у старших дошкольников посредством использования игровых приемов.  

Задачи:

1.     Образовательная  

-  Формировать знания детей о временах года и их характерных признаках.

 - Совершенствовать знания детей о впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях, ягодах

2. Развивающая 

- Развивать у детей познавательный интерес

- Развивать кругозор, мышление, связную речь;

 - Развивать память, внимание, наблюдательность;

-  Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи,

3. Воспитательная 

-Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.


Активизация словаря: Красная книга, морозная, студеная, первоцветы, красное-прекрасное.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание сюжетных картинок с изображением природы в разное время года, разгадывание загадок о временах года, наблюдения на прогулках. 

 

 

 Ход НОД



Методические рекомендации 

Задачи и способы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на вклю­чение в коммуникативную дея­тельность.

 

 

  Игра “Приветствие” 

               Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья! 

 

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, мне почтальон передал посылку для вас. 

Посмотрим, что внутри посылки. 

Воспитатель открывает и достает из нее по очереди предметы. которые лежат там. 

(Первый предмет – картинка с изображением яркого солнца, цветов, вторая картинка с изображением желтого листочка, третий предмет картинка с изображением снежинки и четвертый предмет картинка с изображением набухающих почек на деревьях.

 Что это за картинки?

 Кто нам их прислал? (вынимает из посылки письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, прослушав это стихотворение, вы узнаете, кто вам его написал и о чем пойдет речь сегодня». 

    Придумала мать для детей имена

Вот Лето и Осень, Зима и Весна

Приходит Весна зеленеют леса,

И птичек повсюду звенят голоса,

А Лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот,

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

      Зимой отдыхает и дремлет земля. 

      







 Дети высказывают свои предположения.

ПОСТАНОВКА детской цели

  Как вы думаете, о чем пойдет речь?

  Ребята. а все ли мы знаем о временах года?

  Как вы думаете, нужны вам новые знания о временах года?

Где мы можем получить новые знания о временах года? 

  О временах года.


Выдвигают свои версии:

 энциклопедии, посмотреть телепередачи, на занятии в детском саду.

Основная часть

Актуализация детского опыта, имеющихся представлений.

Фиксация затруднений детей. Выдвижение гипотез.







Презентация 5 слайд “Зима”










 



Совершенствовать знания детей о впадающих в спячку животных.





Презентация 6 слайд “Весна”


Формировать знания детей о временах года и их характерных признаках.










Презентация 7 слайд “Первоцветы”

 Развивать у детей познавательный интерес.









Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.

































Презентация 9 слайд “Лето








Введение новых знаний 


  Ребята, как называется наша планета, на которой мы с вами живем? 

Совершенно верно. Наша планета никогда не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг солнца. А когда она вращается, на земле становится то жарко, то холодно.                    

Как вы думаете, что происходит на планете? 


Сколько времен года вы знаете? 

 А как они называются? 

Презентация

Отгадаем загадку и узнаем о каком времени года пойдёт речь.

Снег на полях,                                                                                                             

Лед на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Каким цветом раскрасим зиму?

У каждого времени года есть три сына.                                            

Как вы думаете, кто они?

Назовите зимние месяцы?

 В старину зимние месяцы называли так. Декабрь — студень (так как этот месяц студеный, морозный). Январь — просинец (в это время день начинает прибавляться и в небе начинает проглядываться синева, то есть просинь в небе),  Февраль -сечень.

Какая зима?  Какие признаки зимы вы знаете? 

 

 

 

 Игра “Кого не встретишь зимой в лесу?” (игра парами)

В моём лесу живут зверята

Такие милые ребята

Не всех зимой их можно встретить

Нельзя и следа их приметить

Вам предстоит решить задачку

1.Какие звери впали в спячку?

2.Какие звери не впали в спячку? 

Игра

 

 

 

 

           








Тает снежок, ожил лужок,

          День прибывает, когда это бывает?                                                              

Назовите признаки весны.  

В какой цвет вы бы покрасили весну?                                                                

- А почему? 

 






Сколько всего весенних месяцев? Как они называются? 

Март называют протальник, потому что         появляются первые проталины. Апрель снегогон т.к. солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи. Май-  травень, появляется травка, все вокруг зелено. 

Ранней весной еще в полях снег не сошел появляются первые цветы. Как они называются?

 Многие первоцветы стали редкими.

Ребята, а кто знает, что это за книга и почему она красного цвета? (В эту книгу заносят редкие и исчезающие растения и животные.)

 Отгадав загадку вы узнаете, о какой природной зоне пойдет речь и почему?

Какая ширь здесь и приволье!

Куда не глянь - полей раздолье!

Здесь суховеи любят петь.                                                                                       

А зовется это - … 

(Ростовская область расположена в степи).

А вот какие растения расцветают в степи первые, вы узнаете, разгадав загадки. Будьте внимательны!

1.Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный…


2 Нет пока нигде травы,

На деревьях нет листвы.

Но на клумбе - фокус:

Распустился…                                                     

3.Как гусята разбежались

Желтые цветочки

Улыбнулись детворе

Желтые комочки! 

 4.Исключительно хорош

Лучше слов не подберешь

Нежно - розовый бутон

Все зовут тебя.                                                                                  

                                                                                            -Ребята, так почему эти растения занесены в Красную книгу? 

 Как вы думаете, беречь нужно только те растения, которые занесены в Красную книгу?    

А как мы можем сохранить память о редких растениях?

Ребята, вы предложили занести эти растения в Красную книгу. А где нам ее взять?                                                                                                                                                            




Как здорово у каждого из вас получилась маленькая красная книга.  

В Красную книгу Ростовской области занесены 23 вида предвестников весны.

А что бы нам перейти к следующему времени года, давайте немного разомнемся:

Физминутка

Потрудились-отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встали

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться …

 Каким цветом раскрасим лето?


Назовите признаки лета?





 

Сколько всего летних месяцев?

Как они называются?

 В старину летние месяцы называли так: июнь-  червень- красный. Появлялись красные ягоды. Июль- страдник летние работы. Август- серпень. Собирали хлеб с полей.

Летом в садах и лесах созревает много ягод. 

Назовите садовые ягоды?

А вот клюква, голубика, земляника, черника -это лесные ягоды. ( показ картинок)

Игра “ Ягодная корзинка”           Игра "Ягоды"          


                Планета Земля.

                


На планете происходит смена 

времен года.                             


Четыре времени года. 

Осень, зима, весна, лето.   



Зимой.      

Белым.   

Это месяцы

Декабрь, январь и февраль.



Зима холодная, морозная, белая, студеная. На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку


Дети рассматривают карточки с изображением диких зверей. (Один ребенок в паре выбирает животное, которое впадает в спячку, размещает в коричневый дом, а другой ребенок выбирает то животное, которое не впадает в спячку. Дети делают выводы: белка, заяц, лиса, бобр, лось, волк, рысь, кабан, мышь. не впадают в спячку их можно встретить зимой в лесу.

Медведь, бурундук, сурок, енот, еж, барсук, хомяк - впадают в спячку. Этих животных не встретить зимой в лесу. 

  

Весна

У весны зеленый цвет. 

Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Журчат ручьи, появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна.   На деревьях набухают почки, появляется зеленая травка, первые весенние цветы  


Март, апрель, май.




Первоцветы.

          

     Красный цвет предупреждение.


   






Степь.











Тюльпан





крокус




Гусиный лук



Пион.

Дети высказывают свои предположения.



Все растения нужно беречь, охранять.

Сфотографировать,,нарисовать. Занести в красную книгу


(Дети подходят к столам, на которых лежат цветная бумага, конверты с картинками растений, клей карандаш). Мы сами создадим Красную книгу. На страницы приклеим картинки редких растений.














Дети выполняют упражнения.




Лето. 

Красным, потому что оно (жаркое, красное прекрасное).

Летом цветет много красивых, разноцветных цветов, много вкусных спелых красных ягод, можно купаться на речке, потому, что солнышко прогрело воду, можно играть в разные игры на улице.


Три летних месяца.

Июнь, июль, август.



Малина, клубника, крыжовник.

( В одну корзинку собирают садовые ягоды, в другую лесные)

включение их в систему, повторение.









Введение новых знаний. – 





Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи,



 

   Листья с веток облетают,                                                                                            

Птицы к югу улетают,

Когда это бывает?

Каким цветом можно раскрасить осень?

Назовите осенние месяцы?

В старину осенние месяцы называли так: сентябрь- хмурень за частое ненастье. Октябрь- листобой. Ноябрь -полузимник.

Какие признаки осени вы знаете?




Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны.

 Почему птицы улетают в теплые края? 

Игра «Зимующие – перелетные»

Воспитатель называет птицу (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь, воробей)






Ребята, скажите, могу ли меняться между собой времена года?  Почему? 

 

 

 Осенью.

 Желтым

 Сентябрь, октябрь, ноябрь.

 

Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай). 

Птицам холодно, нет пищи.

Дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик).

Дети делают вывод, что все времена года должны приходить, в свое время, что каждое время года прекрасно по -своему.


Итоговая часть 

 

Подведение итогов детской деятельности.

Презентация 10 слайд Рефлексия 

 

    Игра в кругу с мячом (обратная связь):

- О чем мы сегодня говорили?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- Что вы узнали нового о временах года

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились? 

Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным.

  

 

  ответы детей 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД по экологии "Времена года"

Автор: Шевченко Ирина Петровна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "ООД "Цветы умеют говорить" "
    ["seo_title"] => string(28) "ood-tsviety-umieiut-ghovorit"
    ["file_id"] => string(6) "212563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431873000"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "НОД "Любимый сердцу уголок" (старшая группа)"
    ["seo_title"] => string(47) "nod_liubimyi_sierdtsu_ugholok_starshaia_ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "424568"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501189852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект занятия на тему:«Необыкновенное в обыкновенном» "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-nieobyknoviennoie-v-obyknoviennom"
    ["file_id"] => string(6) "115951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412180889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Примерный план-конспект НОД по экологии  (старшая группа)  Тема  "Птицы весной". "
    ["seo_title"] => string(81) "primiernyi-plan-konspiekt-nod-po-ekologhii-starshaia-ghruppa-tiema-ptitsy-viesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "181988"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425446373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства