kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Грачи прилетели»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с картиной "Грачи прилетели"А.К. Саврасова. Формировать способность видеть изобразительные средства, которые использует художник для передачи своих впечатлений и чувств при перелете грачей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Грачи прилетели»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа»ЭМРСаратовской области

413110, Саратовская область, Энгельсскийрайон, р.п. Приволжский, ул. Аткарская тел. (8453) 75-27-44







НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Грачи прилетели»










Выполнила: воспитатель 1 категории

Килодченко Ю.В.























2020год


Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-эстетическое , физическое развитие.


Программное содержание:

Познакомить детей с картиной «Грачи прилетели» А.К. Саврасова. Формировать способность видеть изобразительные средства, которые использует художник для передачи своих впечатлений и чувств при перелете грачей.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить с великим русским пейзажистом А.К.Саврасовым.

-помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели».

-стимулировать желание внимательно рассматривать пейзажную картину, составлять описательные рассказы по ней, отвечать на вопросы, развивать связную речь.

-закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие:

-развивать эмоциональный отклик на весеннее изображение природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

-уточнить представления о перелетных птицах-грачах, об их жизни в весенний период;

-обогащать словарный запас, формировать связную речь.

-осуществлять развитие слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, внимания, наблюдательность;

Воспитательные:

-воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать содержание картины;

-способствовать выработке у детей стремления активного участия, самостоятельности при составлении рассказа по картине.

-воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.


Материал и оборудование:

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», иллюстрации к аудиозаписи «Пение грачей», «Колокольный звон», портрет А.К.Саврасова, шапки-маски грачей.


Словарная работа:

-обогащение: грачевник, пашня, гнезда, передний план картины, хмурое, окраина села, голубовато-серый, рыхлый, потемневший.

-активизация: слова-действия: кричат, тает, щумят, ремонтируют, скрылось;

слова-определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, белокаменная церковь, на грачином языке, неяркое.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе во время прогулки, экскурсия в парк, наблюдение за птицами на улице, рассматривание иллюстраций о весне, чтение стихотворений о весне, продуктивная деятельность по теме «Весна»


Методические приемы: художественное слово, вопрос-ответ, беседа по картине, помощь в составлении рассказа, дидактические игры, прослушивание DVD-записи.

Ход:

Организационный момент: дети собираются на ковре под звучание аудиозаписи «Пение птиц(грачей)»

Воспитатель:

-Что у нас необычного появилось в группе? Посмотрите вокруг себя (ответы детей).

-Да, это картина-загадка («Скрытая картина»-открыта часть картины)

-Как вы думаете, что на ней может быть изображено? (ответы детей) Предлагаю открыть пазл, чтобы увидеть картину.

-Сегодня я приглашаю вас в прекрасный мир искусства. (на картине -1 пазл зеленого цвета с изображением весны)

Воспитатель: чтобы открыть 1 пазл нужно отгадать загадку:

Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает.

Когда это бывает?(Дети отгадывают и пазл открывается)


(на картине 2 пазл силуэт птицы с изображением птиц)


Воспитатель: чтобы наша картина открылась полнее, давайте вспомним перелетных птиц, которые прилетают к нам весной. Дети называют перелетных птиц и 2 пазл открывается.


( на картине 3 пазл с изображением ООО)

Воспитатель: чтобы открыть 3 пазл поиграем в игру «Что лишнее?». Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.

1. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

2. Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и грет.

3. Прилетают перелетные птицы, часто идет снег, становиться теплее.

(Дети определяют лишнее словосочетания и пазл открывается.)


(на картине 4 пазл с изображением птицы)

Прилетает он весной.

Черный, важный..

Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач..

Да не врач! А птица-…!(Грач)


Воспитатель : (хвалит детей) Эту картину написал художник Алексей Кондратьевич Саврасов (показ портрета) (дети рассматривают портрет, затем он убирается)

-Сегодня мы будем рассматривать эту картину, а как она называется, я пока вам не скажу. Попробуйте догадаться. (показ картины. Молчаливое, целостное восприятие картины)

-Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

Сообщение воспитателем названия картины «Грачи прилетели».

-Ребята, посмотрите, как ярко изобразил он в своей картине прилет грачей.

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (грачи)


Беседа по картине:- Какое время года художник изобразил на картине? Докажите, что это весна.. Какая это весна ранняя или поздняя? Почему вы решили, что это ранняя весна? Найдите в картине приметы ранней весны. Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? Что мы видим на картинке справа? Расскажите о березках на переднем плане картины. Какие они? Что происходит на березках? Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы? Что виднеется вдали за березами? Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?


Рассказ воспитателя: перед вами картина Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетиться сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном. На втором плане свежий весенний воздух и в высоких нежно-голубых облаках, и в неярком свете солнца набухают почки на березах. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. На снегу ясно выделяются следы грачей. Кое-где меж облаков проглядывает светло-голубое весеннее небо. Картина очень жизненна и свежа, что кажется написана с натуры, хотя художник писал ее в мастерской. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо любил ее. Это помогало ему создать в картине незабываемый образ русской природы.


Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они галдят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных серых домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи? А как вы думаете, почему?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не видно в густой коре дерева и там они смогут спрятать своих птенцов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему вы так думаете? А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, скрылось за облаками, оно ленивое, можно сказать спящее. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, холодное, грустное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они? На что они похожи?

Дети: Голубоватые, серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые, грустные.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Какие чувства она у вас вызывает?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, радость, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло наступившей весны.


Физминутка «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Черные сидят грачи (присели)

Разместились в гнездышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распустили перышки, (встать , руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. ( руки в стороны-взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнезда сели. (присели)


Воспитатель: Ну, а теперь ребята, хотите побывать в роли художника? Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказ о солнце и о небе, о наступающей весне и уходящей зиме, о снеге и облаках, о березах и о крикливых грачах.

Постарайтесь рассказать, выразительно, не спеша, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по желанию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

(2-3 рассказа детей)


Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали ?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: в роли художников.

Воспитатель: Но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Грачи прилетели» (Дети одевают шапки-маски грачей и под музыку имитируют полеты и движения птиц, а по сигналу воспитателя «взлетают» на деревья)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Грачи прилетели»

Автор: Килодченко Юлия Владимировна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549413


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства