Побуждать детей к активной речевой деятельности. Учить отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Учить анализировать свои ответы, свою работу и работу своих товарищей.
Учить детей подбирать прилагательные в описании осени.
Познавательное развитие:
Знакомство детей с художником И.И. Левитана, с его творчеством.
Обобщать и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность.
Художественно-эстетическое развитие:
Познакомить детей с музыкой П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
Методы и приемы:
Наглядные – рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», мольберт, магнитофон, корзина, мультимедийное оборудование, презентация, лист ватмана с подготовленным фоном.
Аудиозапись: П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Предварительная работа: разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.
Организационный момент
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин?
2. Беседа.
-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?
(Деревья становятся разноцветными и осыпаются, звери готовят припасы к холодам, перелетные птицы улетают в теплые края)
- Послушайте, какие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Что вы представляете, слушая эти стихи? (Лес,осень)
- Молодцы! Но не только поэты любят писать об осени. Композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. Посмотрите, которую картину об осени написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)
3. Слушание музыки.
(Дети слушают музыку и рассматривают картину.)
- Радостно или грустно звучала эта музыка? (Грустно)
- Конечно. В музыке слышится грусть, печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень.
- Чтобы вам не было грустно, мы послушаем песенку по осень и немного повеселимся.
4. Физкультминутка:«Красавица осень, опять ты пришла»(Ритмичное выполнение движений за воспитателем).
5. Рассматривание картины «Золотая осень»
Сейчас внимательно посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. (Ответы детей)
Поэты, любуясь на красоту природы пишут стихи, композиторы – музыку. Художник выражает свои чувства с помощью красок.
-Что изображено на картине?(лес, природа и т. д.)
- Картина, на которой изображена природа – это пейзаж.
- О чем эта картина?(об осени)
- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Золотая осень»? (ответы детей)
- Какие цвета использовал художник при написании этой картины?(желтые, оранжевые)
- Какие это краски: холодные или теплые? (теплые)
- Что интересного, красивого изобразил художник? (Лес, луг, речку)
- Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане. (Художник нарисовал деревья.)
- Что это за деревья? (Березки)
- Расскажите о них. Какие они?
(Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая)
- А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите? (Много березок.) Такую группу называют«роща».
- Видны ли листочки на этих березках? (Нет) Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
- Какого цвета трава на лугах? (Зеленого.) Посмотрите внимательно? (ответы детей) Нет, она где-то коричневато-зеленая, где-то желтоватая и даже бурая.
- Какого цвета речка? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая? (Беловато-голубая.) Почему? (Ответы детей)
- Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.
- Каких красок больше – теплых красок или холодных (Теплых)
-Посмотрите на небо на картине. Какое оно? (Голубое, с белыми облачками)
- А солнышко? (ответы детей) молодцы, правильно. Солнышко не видно, но мы видим тени от деревьев, листва на деревьях изображена ярко желто-оранжевым светом!
Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
6. Итог
Понравилась ли вам картина?(ответы детей)
Кто скажет, какой художник нарисовал эту картину? (Левитан)