формировать умение соотносить знаковые символы с образами;
учить детей обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Лиса» и «Лисенок». Игрушка-заяц, морковка (в ней — угощение для детей). Аудиозапись (плач зайки). Шапочка-маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами».
Предварительная работа:
рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»;
рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Лиса» и «Лисенок»;
чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных;
рассматривание альбомов, открыток, книг про животных;
дидактические игры: «Кто что ест», «Кто в домике живет», «Большие и маленькие».
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Где они живут? Каких диких животных вы знаете?
Дети. Дикие животные живут в лесу. Это волк, лиса, медведь, заяц, кабан, барсук.
Звучит аудиозапись — плач зайки, или педагог «плачет» за зайку.
Педагог. Но что я слышу: как будто кто-то плачет? Появляется игрушка-зайка. Дальше педагог будет говорить и за зайку Степашку.
Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. А почему ты плачешь?
Степашка. Здравствуйте, ребятки. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на поляне, у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост какой красивый! Потом прибежала его мама и сказала, что, если еще раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.
Педагог. Ребятки, как вы думаете, про какого животного рассказал Степашка?
Дети. Степашка рассказал про лису. Педагог. Правильно, это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису? В этом нам поможет наша помощница- таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Лиса». Степашка. Значит, лиса хотела меня съесть. Спасибо, ребятки, сейчас я знаю, какая лиса ловкая, какая она... она...
Педагог. Давайте поможем Степашке придумать новые слова — «какая лиса?»
Дети. Мама-лиса большая, а лисята маленькие. У лисы шерсть рыжая, а у лисенка — серая. Мама-лиса много знает, а лисята учатся у мамы. Мама-лиса ловит животных, а лисята — нет, не умеют.
Педагог. Давайте расскажем зайке про лисенка.
Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок».
Степашка. Молодец, Таня, сейчас я все знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребятки покружились, покружились — и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.
Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.
На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула), «лиса» (один из детей в шапочке- маске лисы) — на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».
Педагог.
Зайцы скачут — скок, скок, скок —
На зеленый на лужок, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают —
Не идет ли рыжая лиса?
«Зайцы» выпрыгивают из «домиков» и разбегаются по группе. Они то прыгают на двух ногах, то, согласно тексту, присаживаются, «щиплют травку» и оглядываются, не идет ли «лиса». Когда воспитатель произносит последние слова — «рыжая лиса», «лиса» выходит из «норы» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в свои «домики», где «лиса» их уже не может настигнуть. Игра проводится 2 раза.
Степашка. Молодцы, зайчики, быстро убежали от лисы! Покружились, покружились — и в ребяток превратились!
Дети садятся на стулья.
Степашка. Ребятки, расскажите про лису и про лисят еще раз. Я хочу запомнить ваш рассказ и рассказать своим зайчатам.
Педагог. А в этом нам поможет картина. (Вешает картину «Лиса с лисятами».) Кто изображен на картине?
Дети. На картине изображены лиса и лисята.
Педагог. Где находится лиса?
Дети. Лиса находится в лесу, у своей норы.
Педагог. Почему вы так думаете?
Дети. Мы так думаем, потому что на картине нарисованы лес, нора, ветки, земля, листья.
Педагог. Подумайте и скажите, как здесь оказался мышонок?
Дети. Мышонок пробегал мимо, мама-лиса принесла его познакомить, поучить лисят.
Педагог. Какой лисенок вам больше всего понравился? Расскажите про него. Теперь расскажите про других лисят. А кто расскажет про маму-лису?
Дети рассказывают.
Педагог. Какими словами можно начать рассказ по картине?
Дети. Жила-была лиса с лисятами... В лесу жила лиса с лисятами... Дело было летом... Однажды мама-лиса принесла мышку своим лисятам.
Педагог. Какими словами можно закончить рассказ?
Дети. Мне понравилась эта картина...
Педагог. А сейчас попробуем составить рассказ по картине.
Рассказывание по картине.
Степашка. Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.
Педагог идет за ширму и зажигает свечу.
Педагог. Посмотрите на огонек свечи, подумайте о чем-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонек! Он вселяет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.
Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Все внимательно слушали музыку. Хорошо рассказала про зайца Наташа. Хороший рассказ про лису у Насти, у Тани — рассказ про лисят. Много красивых слов придумали про зайца, лису, про лисят Максим, Саша...
Педагог гасит свечу баночкой.
Степашка. Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайчатам. А вас я угощаю морковкой, кушайте на здоровье. До свидания!