Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Целевые ориентиры:
1. Развитие интереса и познавательной мотивации, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым.
2. Закрепление умений выполнять декоративные узоры хохломской росписи.
3. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, саморегуляции собственной деятельности.
Планируемые результаты:
1. Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребенка с взрослым.
2. Знает характерные особенности узоров хохломской росписи; выполняет роспись посуды по образцу в стиле мастеров Хохломы.
3. Общение и взаимодействие ребенка с взрослым и со сверстниками, самооценка собственной деятельности
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: криуль, завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
(Дети сидят на стульях полукругом, в центре столик с хохломскими изделиями)
Воспитатель: Ребята, каждый день мы пользуемся посудой, а знаете ли вы, как она появилась?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачерпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Так появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую посуду, которой мы пользуемся сейчас. Конечно же, с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера.
(Педагог обращает внимание детей на стол с хохломскими изделиями)
Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Вы, конечно же, узнали – это Хохлома
Основная часть
Воспитатель: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Близ Нижнего Новгорода раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Сейчас, мы с вами посмотрим процесс производства хохломских изделий.
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома(руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: А еще я вам хочу рассказать сказку о Хохломе, садитесь удобнее, слушайте внимательно и смотрите
(педагог сопровождает свой рассказ показом изображения элементов росписи на шаблоне):
Воспитатель: Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу, доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться. Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой, прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужика, и решил он ему помочь: «Вот держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди». Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку кривую на нем нарисовал (криуль) и травинки да веточки золотые.
(Педагог на заготовке наносит желтой гуашью криуль – главную ветвь и веточки)
Воспитатель: Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и Лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.
(Педагог добавляет красной гуашью растительные элементы: травинки и ягодки)
Воспитатель: Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.
(Педагог добавляет зеленой гуашью характерные элементы: завитки и капельки)
Воспитатель: Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и Лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки – осочки, да точки.
(Педагог добавляет черные элементы гуашью: осочки и точки)
Воспитатель: И заснул он утомленный, а утром просыпается, диву дается: «Какая красота!» Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – это Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: «Из Хохломы». Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Воспитатель: Понравилась вам сказка моя? (ответы детей) Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.
Практическая, самостоятельная деятельность детей.
Дети садятся за столы, на которых заранее приготовлены кисти, гуашь, бумажные шаблоны посуды, вода в баночках, салфетки. Каждый ребенок придумывает свой узор, используя ранее показанные элементы хохломской росписи, и украшает им свой шаблон. Педагог наблюдает и оказывает помощь детям, которые затрудняются. Готовые работы складываются на один стол, где все могут их рассмотреть.
Заключительная часть
Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.