Раскраски с изображениями животных и птиц по количеству детей , цветные карандаши .
Методические приёмы :
Беседа , художественное слово , словесная инструкция педагога , рассказ , показ фотографий , постановка вопросов .
Ход :
Дети сидят полукругом . Воспитатель начинает вступительную беседу .
- Ребята , мы с вами жители города ...Кто знает , как называется наш город ?
Дети : Саранск .
- Да . Мы живём в красивом городе Саранске , который является столицей - главным городом республики Мордовия . Природа Мордовии разнообразна и красива . Мы с вами должны заботиться о ней и беречь . Человек - это дитя , ребёнок природы . И как вы любите свою маму , заботитесь о ней , помогаете , также должны заботиться о природе , животных . Ведь 78 видов птиц и 37 видов животных Мордовии относится к редким и исчезающим . А это - половина всей живой природы Мордовии ! Для охраны природы и животных Мордовии создан заповедник П.Г.Смидовича и 16 заказников . Здесь сохранились такие животные и птицы как лось , медведь , глухарь , рысь , куница и другие ценные животные .
(Воспитатель показывает фотографии).
- Скажите , что вы знаете о жизни лося ? Медведя ? Опишите их . (Следуют ответы детей) .
- Молодцы . В заказниках обитают промысловые животные , на которых можно охотиться - кабан , заяц , лисица , лось ; птицы - тетерев , вальдшнеп и др. Взяты под охрану бобр , выхухоль , птицы - глухарь , большой подорлик , змееяд , скопа .
(Воспитатель показывает фотографии) .
- А что вы знаете о жизни зайца ? Лисицы ? Опишите их .
(Следуют ответы детей) .
- Молодцы , ребята . А ещё я хочу сказать , что на гербе нашего города Саранска изображена лисица . (Воспитатель показывает) .
- Это значит , что в Мордовии основным промыслом являлся пушной , т . е . люди охотились и торговали мехом . А лиса являлась основным объектом охоты . Ведь в лесах Мордовии водилось немало лис .
Но одной из главных достопримечательностей мордовского заповедника является зубр , который был завезён сюда в 1956 году . (Воспитатель показывает фото) .
- Сейчас численность зубробизонов - около тридцати голов - находится в заповеднике под строгим контролем . Зубр - это редкий вид . Он внесён в Красные книги России и Международного союза охраны природы .
В Мордовском заповеднике гнездится очень редкая птица - чёрный аист . (Воспитатель показывает фото) .
- Лишь одна пара птиц . Это очень крупная длинноногая и длинноклювая птица . Клюв и ноги красного цвета . Окраска - из сочетания белого и чёрного . По данным Красной книги России с каждым годом этих птиц становится всё меньше и меньше .
Ребята , о каких животных и птицах мы сегодня беседовали ?
(Следуют ответы детей) .
- Да , молодцы . Что надо делать , чтобы сохранить всё богатство животного мира ? (Ответы детей) .
- Да , ребята , мы должны заботиться о наших меньших братьях . А сейчас давайте поиграем .
Физкультминутка :
Наш Мишутка потянулся , (дети поднимают руки вверх )
Раз нагнулся , два нагнулся , (дети достают руками носки ног)
Лапы в стороны развёл - (руки в стороны)
Видно , мёда не нашёл , (пожимают плечами)
Мишка в улей влез - и вот (машут рукой)
Каплет с лапы сладкий мёд .
- А теперь я загадаю вам загадки :
Длинное ухо , Летом ходит без дороги
Комочек пуха . Возле сосен и берёз ,
Прыгает ловко , А зимой он спит в берлоге -
Грызёт морковку . От мороза прячет нос .
(Заяц) (Медведь)
Припрятала орешки Хитрая плутовка ,
И сушит сыроежки - Рыжая головка ,
Зимой в её дупле , Хвост пушистый - краса !
Что хочешь на столе . А зовут её ...
(Белка ) (Лиса)
Летом катится клубок , Гуляет в рыжей шубке ,
У него в иголках бок . Хитрит и скалит зубки .
(Ёж) (Лиса)
Всю ночь летает , Он сильный , он огромный
Мышей добывает . И очень - очень скромный .
А станет светло , С ветвистыми рогами
Спать летит в дупло . И быстрыми ногами .
(Сова) (Олень)
Я по дереву стучу , Под пятачком торчат клыки ,
Червяка добыть хочу . Страшнее нет клыков .
Хоть и скрылся под корой И могут только смельчаки
Всё равно он будет мой . Сказать , кто он таков .
(Дятел) (Кабан)
Кто зимой холодной
Ходит злой , голодный .
(Волк)
- Молодцы ! Все загадки отгадали . Ноя приготовила вам ещё одно задание . Сейчас вы возьмёте цветные карандаши и раскрасите животных вот на этих раскрасках . Надо раскрасить аккуратно , не выходя за края . А когда будет готово , скажите , что это за животное , где живёт и чем питается .
(Дети выполняют задание . Отвечают на вопросы ) .
- Сегодня мы познакомились с животным миром Мордовии . Узнали о редких животных и птицах . Я надеюсь , что вы станете для животных друзьями , будете беречь и охранять природу и её жителей .