Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ГОС ДО»
Слушатель группы: 11.4
«Педагогическое проектирование образовательного процесса
в ДОО(У) в соответствии с ГОС ДО»
Загребельной Елены Владимировны
воспитателЬ
Руководитель выпускной работы:
Губанова Н. В.
2018 г.
Аннотация
Выпускная работа содержит обзор литературы и нормативно — правовых актов по заявленной теме. Данная работа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию, главная цель которого – воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Целью моей выпускной работы является изучение путей, средств и методов патриотического воспитания детей дошкольного возраста, привития любви к Родине, гордости за ее культуру, формирования интереса к историческому прошлому своего народа, уважительного отношения к людям, труду, памятникам, природе, посильному служению Отечеству, формирование активной жизненной позиции.
Для достижения цели данной работы мной были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие нравственно-патриотического воспитания в науке.
Определить цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в современном образовании в соответствии с требованиями ГОС ДО.
Определить наиболее эффективные методы и формы патриотического воспитания в условиях ДОУ.
Обобщить имеющийся опыт работы по данной теме.
В работе выделены современные методы и приемы, способствующие развитию патриотических чувств разных видах деятельности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
Актуальность темы нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Обзор литературы по проблеме…………………………………………………….5
Анализ и систематизация собственного опыта работы по проблеме……………7
Выводы……………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………………...15
Приложения…………………………………………………………………………17
Введение
Проблема патриотического воспитания была актуальна уже с древних времен. Так еще Цицерон в своем труде «О законах» использовал понятие «патриотизм», выражая свое отношение к Отечеству и призывая к этому народ. Его афоризм “Salus patrise – supreme lex” подчеркивает тот факт, что благо Отечества – это высший закон. Любой толковый словарь расскажет о том, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам.
Но, к сожалению, в последнее время всему мировому сообществу в качестве универсальной модели устроения государства и личности предлагается стандарт, лишенный нравственной подоплеки. В его основе лежит приоритет материальных ценностей над духовными и нравственными. В таких условиях резко снижается воспитательное воздействие семьи, российской национальной культуры. Отечественные традиции воспитания подменяются, так называемыми, «более современными» западными образцами. Как следствие, в обществе получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Все вышесказанное наводит на мысль о необходимости проведения систематической целенаправленной работы по формированию нравственно-патриотических чувств у представителей нынешнего поколения. И начинать эту работу нужно с самого раннего детства.
Целью выпускной работы является изучение путей, средств и методов патриотического воспитания дошкольников, привития любви к Отечеству, гордости за его культуру через различные виды деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить понятие нравственно – патриотического воспитания в науке.
Определить цели и задачи нравственно – патриотического воспитания в современном образовании.
Выявить методы и формы патриотического воспитания детей в ДОУ в соответствии с ГОС ДО.
Обобщить имеющийся опыт работы по данной теме.
Предполагаемый результат: у детей формируются гражданско – патриотические чувства, появляется устойчивый интерес к прошлому своей Родины, уважительное и бережное отношение к памятникам, любовь и бережное отношение к природе, желание служить Отечеству, активная жизненная позиция, осознание значимости труда, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за страну – нашел свое отражение в таких государственных документах, как «Закон ДНР «Об образовании»», «Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики», «Программа патриотического воспитания детей и молодежи ДНР», план мероприятий по ее реализации на 2017 – 2018г.г., «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», воспитательно - образовательная программа «Донбасс – мой край родной».
В «Концепции патриотического воспитания» определены задачи нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В данном документе сформулированы такие ключевые понятия, как «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования.
Патриотическое воспитание – это деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Здесь же определена цель патриотического воспитания. Ею является формирование и развитие у граждан ДНР патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, своему народу, стремлении добросовестно выполнять свой гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности, обеспечить рост патриотизма у всех слоев общества, развитии у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей; формирование профессионально значимых качеств и умений и готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества. Определены задачи патриотического воспитания, а так же его содержание, структура и принципы, описаны ожидаемые результаты, содержание работы с родителями и многое другое.
В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки» (утверждено приказом МОН ДНР №23 от 29.01.15) сказано, что основными задачами ДОУ помимо прочих является воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Говорится о необходимости взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по нравственно – патриотическому воспитанию, а именно: ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
В Типовой образовательной программе «От рождения до школы» и воспитательно – образовательной программе «Донбасс — мой край родной» особое внимание уделяется развитию личности ребенка, а так же воспитанию у него патриотизма, активной жизненной позиции, уважению к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения.
Все вышесказанное определило для меня актуальность и выбор темы: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ГОС ДО».
Анализ и систематизация собственного опыта работы по проблеме
Исходя из выше сказанного в нашем дошкольном учреждении была создана модель нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Она состоит из нескольких блоков: методическое сопровождение педагогов; воспитательно – образовательная деятельность с детьми; организация предметно – развивающей среды; методическое обеспечение; взаимодействие с семьей.
Основные задачи по патриотическому воспитанию в ДОУ:
Формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа.
Воспитание у детей чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
Воспитание уважительного отношения к представителям других народов, их языку, обычаям и традициям.
Формирование знаний о правах человека и наличии обязанностей.
Вовлечение родителей в процесс нравственно – патриотического воспитания детей.
Эти задачи были реализованы в различных видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в повседневной жизни.
Основные формы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ:
Основные методы и приемы работы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, иллюстраций, рассказ взрослого, слушание музыки, наблюдение, проблемные вопросы, ситуации, игровая мотивация, включение сказочных персонажей, игры—драматизации, проектная деятельность и др. все они применяются не изолированно, а в комплексе. Подбирать оптимальные методы нужно исходя из поставленной задачи и возраста детей.
Планирование работы по нравственно — патриотическому воспитанию наиболее целесообразно по следующим темам: «Это Я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Родина – Донбасс», «Наша культура», «Родная природа». Работа по каждой теме должна включать в себя занятия, игры, экскурсии, самостоятельную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
В соответствии с требованиями программы «Донбасс – мой край родной»в течении всего учебного года я знакомила детей с историей родного края, государственными символами, культурой и традициями нашего народа, природой Донбасса, людьми, прославившими наш край. Так же я вела работу по закреплению чувства принадлежности и любви к своей семье: что такое «семья»; ее значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, как появляется отчество; генеалогическое древо; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции; обязанности членов семьи; профессии родных и др. Кроме того, знакомила детей с правами и обязанностями ребенка.
В беседах, играх, на занятиях, во время проведения развлечений и утренников я и мои коллеги продолжили знакомить и расширять знания детей о праздниках: государственных, религиозных и народных (День Победы, День Республики, День защитников Отечества, Новый год, День защиты детей, Рождество, Коляда, Масленица, День птиц и др.) Дети принимали участие не только в проведении этих мероприятий, но и в подготовке: изготовили подарки для родных, украшения и атрибуты для проведения праздника, помогали в оформлении коллажей, стендов и др.
На занятиях и в повседневной жизни формировала основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, привлекала детей к посильному труду в природе. знакомила детей с тем, что в мире все взаимосвязано и человек не должен нарушать эту связь, чтобы не навредить флоре и фауне.
Согласно требованиям программы «Донбасс – мой край родной» продолжила работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжель, хохлома, дымковская роспись, народные игрушки и т. д.); знакомила с фольклором (сказки, потешки, заклички, поговорки, песни, игры и др.). знакомила с богатством русского языка, его выразительностью, красотой. знакомила детей с тем, что наша Родина – многонациональный край, у каждого народа есть свой язык, своя культура, заслуживающие уважения. Таким образом, стремлюсь к воспитанию толерантного отношения к людям различных национальностей.
Работа по патриотическому воспитанию в моей разновозрастной спецгруппе велась непрерывно в течении всего учебного года. Так, наши дети приняли участие в конкурсе чтецов «С чего начинается Родина?» среди детей старшего дошкольного возраста, где заняли второе место (Соня В., 6 лет стихотворение П.Воронько «Лучше нет родного края»).
Ко Дню защитника Отечества мы изготовили открытки с поздравлениями бойцам армии ДНР и совместно с родителями собрали посылки воинам. В уголке патриотического воспитания представили фотоальбом на тему: «Защитники Отечества».
Ко Дню Победы изготовили с детьми открытки ветеранам и оформили в группе уголок «Кто подарил нами этот мир?» . Я провела занятие на тему: «Они сражались за Родину» , а так же беседы «Что такое «героизм»?» и «Дети в годы войны», организовала просмотр фильма «Идет война народная». В результате дети познакомились ближе с историей праздника Победы, смогли прочувствовать, с каким трудом она досталась нашему народу, и почему эту войну назвали «народной». Как итог этой работы был поведен утренник, посвященный Дню Победы. Дети приняли участие в шествии «Бессмертного полка» и возложили цветы к монументу «Непокоренные», расположенному в парке им. М. Горького в Пролетарском районе г. Донецка.
Ко Дню Республики были организованы и проведены спортивные соревнования, конкурс рисунков на асфальте и флеш-моб «Салютуем Донбассу» (см. приложение 7). В уголке патриотического воспитания представили материалы на тему: «Мир вокруг меня прекрасен». Сюда вошли фотографии и путеводители по родному краю, фотоальбомы «Зуевка», «Заповедники Донетчины», «Донецк», стихи и пословицы о Родине и детские рисунки.
Ко дню рождения Пролетарского района я провела занятие на тему: «Памятники нашего района». Мы побеседовали о названиях улиц, на которых живут наши воспитанники (чьим именем названы, чем прославились эти люди?). Совместно с родителями оформили выставку поздравительных открыток «С днем рождения, Пролетарский район» (см. приложение 8).
Учитывая актуальность проблемы и требования нормативно-правовых документов, в нашем ДОУ был проведен педагогический совет, посвященный вопросам нравственно-патриотического воспитания, на котором были приняты следующие решения:
Разработать краткосрочный проект по патриотическому воспитанию (срок реализации – 1 неделя).
Разработать проект родительского собрания на тему: «Растим патриотов».
Пополнить уголки патриотического воспитания предметами народного творчества.
Внедрять ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с культурой Донбасса.
В свете выполнения решений педсовета в соавторстве со вторым воспитателем нами был составлен проект «Мой родной город Донецк» для разновозрастной группы. В ходе его реализации были проведены различные формы работы, такие как:
анкетирование родителей «Выявление интересов и потребностей родителей в вопросе патриотического воспитания»;
беседы с детьми на тему: «Зачем нужны символы стране?», «Чем помочь родному городу?», «История моего города», «Все профессии важны», «Человек славен добрыми делами».
дидактические игры «Собери герб республики», «Собери флаг республики», «Собери герб города», «В нашем городе гости», «Кто знает, тот угадает», «Собери и назови», «Узнай флаг», «Птицы нашего города», «Животные нашего края», «Город старый – город новый», «Найди на карте» и др;
сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Супермаркет», «Мастерская», «Школа», «Аэропорт», «Железная дорога» и др.;
создали коллективную работу – коллаж «Мой микрорайон» (см. приложение );
совместно с родителями оформили фотовыставку «Любимый уголок города» (см. приложение ).
Нами был оформлен лепбук на тему: «Мой родной город». В него вошли материалы об истории города, знаменитых земляках, их портреты, множество фотографий с видами города в разные исторические эпохи, дидактические игры «Собери и назови» (пазлы с изображением известных мест, а так же гербов республики, города и флага), «Следы войны» (фотографии с изображением уголков довоенного города и следами разрушений, памятник погибшим детям), подобраны стихи о Родине, Донецке, диски с песнями о родном городе, о шахтерском труде, с песнями Великой Отечественной Войны и, конечно же, гимн республики (см. приложение ).
Кроме того, нами была составлена папка по патриотическому воспитанию. В нее вошли материалы следующего характера: «Известные места города», «Бессмертный полк», фотографии о Великой отечественной войне, а так же подобраны рекомендации родителям на тему: «Растим патриотов». С помощью родителей была создана «История моей семьи», где представлены генеалогические древа наших воспитанников.
В конце учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Воспитываем патриотов». В ходе собрания родителей познакомили с актуальностью проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, мною было показано итоговое занятие «Донецк – моя малая родина» (см. приложение 1), проведена викторина для взрослых «Знаете ли вы свой город?», дискуссия на тему: «Я делаю так...» (какие формы работы по патриотическому воспитанию реализуются в семье?), была дана установка на дальнейшую совместную работу семьи и сада по данной проблеме.
Результатом проведенной в течение года работы стало то, что дети знают всех членов семьи, имеют свои обязанности в доме. Знакомы с профессиями взрослых, значением их для общества. Имеют представление о своей малой родине, исторических памятниках, достопримечательностях, природе одного края. Знают название республики, государственную символику, символику родного города, главу республики. Испытывают чувство гордости за свой край. Умеют бережно относиться к природным ресурсам.
Выводы
Углубленно работая по данной теме, я пришла к выводу, что проблема патриотического воспитания особенно актуальна в наши дни. Воспитание любви к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Эта работа ведется через приобщение ребенка к культуре своего народа, воспитание уважения к его традициям и обычаям, пополнение знаний о родном городе, его истории, природе, знаменитых земляках.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. Для вовлечения родителей в совместную работу необходимо повышать у них интерес к истории, культуре, традициям родного края; формировать ответственность за воспитание у детей нравственных чувств по отношению к Родине; способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
Для этого нужно шире привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголков патриотического воспитания. Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с историей, природой, достопримечательностями и т. д. («Люби и знай родной свой край», «Знакомим детей с природой нашего региона» и др.). Организовывать консультации на темы:
«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу.»
«Куда повести ребенка в выходной?»
«Расскажите ребенку о своих любимых уголках города, когда и почему Вы их полюбили.»
И др.
Только в совместном воздействии семьи, ближайшего окружения и детского сада, объединенном в одну образовательную систему, возможно воспитать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма.
Мониторинг проведенной работы показал, что уровень представлений у детей стал существенно выше. К концу года многие дети легко оперируют знаниями о родном городе, Республике, знают их название, герб, флаг; называют столицу своей страны, могут рассказать о некоторых исторических событиях своего города; знают особенности его природы и культуры.
Вырос интерес к разным видам деятельности, появилась изобретательность, повысился эмоциональный фон на занятиях по знакомству с родным городом.
Таким образом, я считаю, что систематическая работа по воспитанию гражданско – патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное образовательное учреждение выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.
Список использованной литературы.
Закон ДНР «Об образовании» (принят Народным Советам ДНР 19.06.15) http://donnuet.education/attachments/pdf/documents/zakon-ob-obrazovanii-dnr.pdf
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи (приказ МОН ДНР от 17.07.15 г.) http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/3890/337348/sitepage_104/files/koncepciya_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_i_uchascheysya_molodezhi_doneckoy_narodnoy_respubliki.pdf
«Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» (Приказ МОН ДНР от 16.08.18 г.) .http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки» (утверждено приказом МОН ДНР №23 от 29.01.15) http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/05/PrikazMinobraz_N23_29012015s_prilogeniem.pdf
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2018) МОН ДНР от 04.04.2018 №287.
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В. Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И, Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липнова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
Воспитательно – образовательная программа «Донбасс – мой край родной»
Приложение 1
" Моя малая родина – город Донецк»
Конспект занятия в старшей группе.
Воспитатель: Загребельная Е.В.
Цель: создание условий для закрепления навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
Учить применять полученные знания в любой ситуации.
Учить связно отвечать на вопросы.
Развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление: умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к Родине, нравственно-патриотические чувства к родным местам.
Оборудование: ленты на каждого ребенка, 2 комплекта игры «Пазлы» с изображением герба города и республики, 2 набора открыток с видами города, 2 конверта с фотографиями исторических и современных видов города, медали.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине. Прослушивание гимна ДНР, песен о Донецке, Донбассе, шахтерском труде. Рассматривание карты города, фотографий с видами города, символики города, республики.
Ход: Всю неделю мы с вами говорили о родном городе, о нашей республике. И вот сегодня мы собрались для того, чтобы проверить, что же вам запомнилось из услышанного. Чтобы было интересней, мы устроим соревнования «Знатоки родного края».
Для начала разделимся на две команды. У кого повязана синяя лента, тот будет в команде «Знайки», у кого красная – «Умники». А членами жюри будут наши родители. Они справедливо оценят ваши знания. Вам же нужно внимательно слушать задания, правильно и быстро их выполнять.
Для умной игры собралась детвора.
Так значит, ее начинать нам пора!
1. «Разминка».
Как называется наша республика?
Как называется столица нашей республики?
Кто руководит ею?
Какие символы республики вы знаете?
Как одним словом называется место, где много улиц, зданий, парков, дорог, транспорта, где живет много людей?
Как называется наш город?
Как называются жители нашего города?
Какая река протекает в нашем городе?
2. «Собери пазл».
У каждого города, страны есть свой символ – герб. Вы должны будете собрать гербы нашего города и республики.
3. Сегодня в наш детский сад принесли письма. В конвертах оказались фотографии с разными видами нашего города. Но все они перемешались. Задание: отобрать картинки с современным видом Донецка и историческими видами города.
После работы объяснить, почему так решили.
4. Конкурс загадок.
У него названий много:
триколор, трехцветный стяг –
с ветром гонит прочь тревоги
черно-сине-красный… (флаг)
Он звучит торжественно,
все встают приветственно.
Песню главную страны
уважать мы все должны. (гимн)
Этот знак есть у любого
и у города большого,
у района и страны.
Знать вы все его должны.
Формой он похож на щит,
и цвета здесь яркие.
Многое узнал бы ты:
чем гордится город наш,
чем он прославляется.
Как же этот символ-знак,
ребята, называется? (герб)
Город роз и угля,
город добрых сердец.
Догадались, друзья,
это город – … (Донецк)
5. «Что это?»
Мы подошли к финалу нашей игры, посвященной любимому городу. В нем созданы все условия для того, чтобы нам жилось удобно, хорошо, приятно. Посмотрите на свои фотографии. Назовите, что здесь запечатлено.
Молодцы, вы хорошо поиграли, дружно отвечали. Подведем итог:
Наша республика называется…
Наш город называется…
Мы называемся...
Долины величавые,
раздольные поля,
цветущая, прекрасная
ты, Родина, моя.
Земля моя , воспетая,
обильная краса,
где дремлют розы дивные
под песню соловья…
республика любимая,
ты – Родина моя!
Родину нужно знать, любить, беречь и защищать. Ею нужно гордиться. Только на Родине человек может счастлив.
А вы, ребята, молодцы! Вы показали хорошие знания о своем городе. Все были быстрыми и находчивыми. Как думает жюри, какая команда победила? Я согласна с вами, победила дружба. За это вы получаете медаль «Я – Дончанин».