Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинается с дошкольного детства. Систематическое привитие ребенку положительных качеств поведения с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о воспитании нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.
В дошкольном возрасте ребенок с отклонениями в развитии незначительно отличается своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно расценить как результат недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих сверстников. Общение с ними- это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив они становятся добрее, у них появляется желание оказать помощь другому человеку.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.
Общеизвестно, что одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Мы- воспитатели, родители- постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модель поведения» , демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета. В детском саду дети общаются со взрослыми до 10,5 часов, во время пребывания происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна.
Начиная с младшей группы, знакомим детей с ОВЗ с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других ( героев сказок), умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую по его мнению испытывает тот или иной герой сказки И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. В старшей и подготовительной группе литературные произведения становятся более серьезными. Дети любят рассказы А.П.Гайдара, В Осеевой, С.Лагерлеф. Их незабываемые «Чук и Гек», мальчик Нильс, облетевший со стаей диких гусей огромные расстояния учат детей и доброте и бережному отношению к живой и неживой природе. Поступки героев этих книг просто находка для формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Особой частью нравственного становления личности являются игры . Их возможности для формирования ребенка просто безграничны. От простейшей сюжетно-ролевой «Дочки-матери» в младшей группе до «Чудо- дерево» в подготовительной. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям с ОВЗ привить социально коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Кострома», «Ручеек», «Именины» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.
Невозможно не сказать о прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.
Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.
В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ я считаю нужно видеть, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.