Просмотр содержимого документа
«Нравственные чувства»
Нравственные чувства дошкольников посредством произведений детской литературы
Нравственное воспитание дошкольников посредством изучения произведений детской литературы связано с решением задач, стоящих перед педагогом, - воспитание вежливости, доброты, формирование навыков правильного поведения дошкольников.
Детская литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности.
С помощью детской литературы дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, таким образом, осваивая нормы поведения в социуме.
Именно детская литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство развития нравственных чувств ребенка, помогает заинтересованно познавать окружающий мир, проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения положительных героев книг.
Детская литература открывает и объясняет ребенку мир природы и человеческих чувств. Расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает у него умение тонко чувствовать, формирует нравственные суждения и оценки.
Значение детской литературы в воспитании нравственных чувств дошкольников велико. Посредством неё у детей формируются такие чувства, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство сострадания, любовь, внимание, уважение и др.
При слушании литературного произведения дошкольники занимают позицию «внутри него». Они стремятся подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт детей, ведь они активно переживают события, в которых не участвовали. Литературные персонажи фиксируются в сознании детей в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольникам очень трудно отнести себя к отрицательным персонажам даже тогда, когда они понимают, что нарушили нравственную норму.
Посредством чтения произведений детской художественной литературы у дошкольников складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость детей. Таким образом, важнейшей задачей педагогов дошкольных образовательных организаций становится подбор и использование в работе с детьми таких литературных произведений, которые направлены на формирование их нравственных чувств.