Просмотр содержимого документа
«Обеспечение индивидуального подхода к профилактической деятельности и преемственности между специалистами и педагогами доо»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СПЕЦИАЛИСТАМИ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО
Грушковская Л.К., учитель – логопед МБДОУ № 49 г. Апатиты
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), целью нашей работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.
Особенно актуально это звучит для логопедических групп.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
В нашем дошкольном учреждении сформированы 3 группы детей с общим недоразвитием речи: 1 группа - с 5 до 6 лет на 2 года обучения; 1- группа с 6 до 7 лет – второго года обучения и 1 группа- с 4 до 5 лет на 3 – 2 года обучения.
С каждым годом увеличивается число поступивших детей с ОНР, у которых идёт сочетание стойкого речевого дефекта и различных отклонений в психологической деятельности.
Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи дошкольников в ДОО мы проводим комплексно.
Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
Диагностическая;
Профилактическая;
Коррекционно-педагогическая;
Организационно-методическая;
Консультативная;
Координирующая;
Контрольно-оценочная;
Игнорирование хотя бы одной их них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.
Достаточно сильный потенциал коррекционного воздействия оказывают и другие участники коррекционно-образовательного процесса – педагогический коллектив ДОО: воспитатели, помощники воспитателя, музыкальный руководитель, и т. д., а также родители, другие близкие ребенку люди, и, наконец, сам ребенок.
Все это существенным образом может влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Отсюда в ДОО сложилась модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.
Цель - в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, а так же в режимные моменты.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыко-терапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
На лого-ритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса).
По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Воспитатели решают традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций;
и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.
Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
Определены формы взаимодействия специалистов.
Наиболее приоритетными являются: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.
Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОО возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планировании работы.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы.
Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира.
Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива ДОО
Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности. Вследствие этого происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
В содержание обучения введено 33 темы.
Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.
Многократность повторения важна для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив, так и для активизации (употребление).
В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов, педагогов и специалистов ДОО позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.