Просмотр содержимого документа
«Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента»
Психологическая поддержка педагогов в обеспечении индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента.
Бублик П.И.
воспитатель
детский сад «Колосок»
с. Первоманск Манского района Красноярского края
Проблема использования индивидуального подхода в обучении и воспитании детей не теряет собственной актуальности, и неоднократно освещалась в психолого-педагогической литературе. Еще Я.А.Коменский четко обозначил положение о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поведение детей обусловлено такими биологическими особенностями как гендер, возраст и темперамент. Дети отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды.
Поскольку темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения, то учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка имеет большое значение в организации образовательного процесса.
Поэтому цель педагога обеспечить индивидуальный подход к ребенку с позиции отличий темперамента.
Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:
Подобрать инструментарий для определения преобладающего типа темперамента дошкольника.
Организация образовательного процесса ребенка учитывая преобладающий тип его темперамента.
При решении первой задачи мы столкнулись с трудностью. Литературные опросники объемны, а значит, не удобны в повседневном обращении. Как с минимумом усилий определить преобладающий тип темперамента дошкольника? С этой целью нами разработан простейший опросник для родителей, который включает 20 основных вопросов.(Приложение № 1) С помощью этого опросника были обследованы дети двух старших групп (42 ребенка). Получены следующие результаты: сангвиников – 14 детей (33%), флегматиков – 20 детей (47,6%), меланхоликов – 3 ребенка (7%), холериков - 5детей (12%).
Поскольку результаты опроса родителей и наблюдения воспитателей за деятельностью детей в течение дня совпадают, то можно утверждать, что предложенный опросник может использоваться педагогами в повседневной работе.
Так как темперамент одно из важных условий, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к всестороннему развитию умственных и физических способностей ребенка нами составлены рекомендации по организации образовательного процесса ребенка с учетом преобладающего типа его темперамента. (Приложение №2)
Через неделю во время рефлексивного обсуждения педагоги отметили, что в группах стало меньше конфликтов. Нагрузка во время занятий и игры дается с учетом типа нервной деятельности, что привело к снижению утомляемости у детей.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что задача по обеспечению индивидуального подхода к ребенку, с учетом особенностей его темперамента, выполнима в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Приложение № 1
Опросник для родителей
Обычно мой ребенок…
охотно знакомится с новыми людьми, местами и другое
я часто чувствую усталость от общения с моим ребенком
часто говорит тихим голосом, почти шепотом
редко проявляет свои эмоции бурно
говорит быстро, громким голосом
быстро засыпает, спит крепко, но недолго
у него часты смены настроения
его приходится часто подгонять
легко может заплакать, но быстро утешается
часто впадает в гнев
любит фантазировать
накрепко запоминает стихи, сказки, некоторые события
непоседлив, часто невнимателен
с упорством преодолевает трудности
имеет вредные привычки (грызет ногти, сосет пальцы)
может долго быть занят каким-то делом
энергия в нем бьет через край
он все схватывает «на лету»
быстро устает
его трудно «выбить из колеи»
Считаются суммы ответов по шкалам:
1,5,9,13,17 (сангвиник)
2,6,10,14,18 (холерик)
3,7,11,15,19 (меланхолик)
4,8,12,16,20. (флегматик)
Рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса ребенка учитывая преобладающий тип его темперамента:
Сангвиник: на занятиях ему лучше сидеть за первой партой;
повышению работоспособности поможет частая смена деятельности; разрядить неуемную энергию поможет физическая культура (мальчикам полезны спортивные секции с преобладанием командных игр, девочкам – танцы, гимнастика); в игровых материалах обязательно должны быть те, которые требуют усидчивости (домино, пазлы и другое).
Флегматик: нельзя быть властным и категоричным в общении с флегматиком, ругать его за медлительность;флегматик плохо сходится с людьми, надо помочь ему в этом;формированию личности ребенка поможет самообслуживание и как следствие – возникновение самостоятельности; вигровых материалах должны быть те, которые требуют подвижности, ловкости (мячи, кегли, скакалки).
Меланхолик: нужно поощрять любую активность меланхолика;для него особенно важен четкий и удобный режим, постоянный ритм его деятельности;полезны трудовые поручения, физические упражнения, слушание музыкальных произведений.
Холерик: наберитесь терпения, не теряйте самообладания, проявляйте максимум спокойствия и хладнокровия;у ребенка обязательно должно быть свое пространство;время от времени предлагайте занятия повышенной сложности для формирования адекватной самооценки;в игровых материалах должно быть предусмотрено все: и то, что требует усидчивости, и то, что требует двигательной активности.
Библиографический список
1. Слободская, Е.Р. Развитие ребенка. Индивидуальность и приспособление/ Е.Р.Слободская. – Новосибирск, 2004. – С.415.
2. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнова, С.А./Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнова. – Москва, 2002. – С. 132.
3. Колпаков, В.Г. Определение темперамента посредством родительских опросников/ В.Г.Колпаков, В.Ф.Чугуй и др.//Известия СО АН СССР. Серия биол.наук. – Вып.21. – 1987. – С.128 – 132.