kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагает опросник по определению ведущего темперамента ребенка и некоторые советы по организации образовательного процесса 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента»

Психологическая поддержка педагогов в обеспечении индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента.

Бублик П.И.

воспитатель

детский сад «Колосок»

с. Первоманск Манского района Красноярского края

Проблема использования индивидуального подхода в обучении и воспитании детей не теряет собственной актуальности, и неоднократно освещалась в психолого-педагогической литературе. Еще Я.А.Коменский четко обозначил положение о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поведение детей обусловлено такими биологическими особенностями как гендер, возраст и темперамент. Дети отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды.

Поскольку темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения, то учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка имеет большое значение в организации образовательного процесса.

Поэтому цель педагога обеспечить индивидуальный подход к ребенку с позиции отличий темперамента.

Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:

  1. Подобрать инструментарий для определения преобладающего типа темперамента дошкольника.

  2. Организация образовательного процесса ребенка учитывая преобладающий тип его темперамента.

При решении первой задачи мы столкнулись с трудностью. Литературные опросники объемны, а значит, не удобны в повседневном обращении. Как с минимумом усилий определить преобладающий тип темперамента дошкольника? С этой целью нами разработан простейший опросник для родителей, который включает 20 основных вопросов.(Приложение № 1) С помощью этого опросника были обследованы дети двух старших групп (42 ребенка). Получены следующие результаты: сангвиников – 14 детей (33%), флегматиков – 20 детей (47,6%), меланхоликов – 3 ребенка (7%), холериков - 5детей (12%).

Поскольку результаты опроса родителей и наблюдения воспитателей за деятельностью детей в течение дня совпадают, то можно утверждать, что предложенный опросник может использоваться педагогами в повседневной работе.

Так как темперамент одно из важных условий, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к всестороннему развитию умственных и физических способностей ребенка нами составлены рекомендации по организации образовательного процесса ребенка с учетом преобладающего типа его темперамента. (Приложение №2)

Через неделю во время рефлексивного обсуждения педагоги отметили, что в группах стало меньше конфликтов. Нагрузка во время занятий и игры дается с учетом типа нервной деятельности, что привело к снижению утомляемости у детей.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что задача по обеспечению индивидуального подхода к ребенку, с учетом особенностей его темперамента, выполнима в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Приложение № 1

Опросник для родителей

Обычно мой ребенок…

  1. охотно знакомится с новыми людьми, местами и другое

  2. я часто чувствую усталость от общения с моим ребенком

  3. часто говорит тихим голосом, почти шепотом

  4. редко проявляет свои эмоции бурно

  5. говорит быстро, громким голосом

  6. быстро засыпает, спит крепко, но недолго

  7. у него часты смены настроения

  8. его приходится часто подгонять

  9. легко может заплакать, но быстро утешается

  10. часто впадает в гнев

  11. любит фантазировать

  12. накрепко запоминает стихи, сказки, некоторые события

  13. непоседлив, часто невнимателен

  14. с упорством преодолевает трудности

  15. имеет вредные привычки (грызет ногти, сосет пальцы)

  16. может долго быть занят каким-то делом

  17. энергия в нем бьет через край

  18. он все схватывает «на лету»

  19. быстро устает

  20. его трудно «выбить из колеи»

Считаются суммы ответов по шкалам:

  1. 1,5,9,13,17 (сангвиник)

  2. 2,6,10,14,18 (холерик)

  3. 3,7,11,15,19 (меланхолик)

  4. 4,8,12,16,20. (флегматик)

Рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса ребенка учитывая преобладающий тип его темперамента:

Сангвиник: на занятиях ему лучше сидеть за первой партой;

повышению работоспособности поможет частая смена деятельности; разрядить неуемную энергию поможет физическая культура (мальчикам полезны спортивные секции с преобладанием командных игр, девочкам – танцы, гимнастика); в игровых материалах обязательно должны быть те, которые требуют усидчивости (домино, пазлы и другое).

Флегматик: нельзя быть властным и категоричным в общении с флегматиком, ругать его за медлительность; флегматик плохо сходится с людьми, надо помочь ему в этом; формированию личности ребенка поможет самообслуживание и как следствие – возникновение самостоятельности; в игровых материалах должны быть те, которые требуют подвижности, ловкости (мячи, кегли, скакалки).

Меланхолик: нужно поощрять любую активность меланхолика; для него особенно важен четкий и удобный режим, постоянный ритм его деятельности; полезны трудовые поручения, физические упражнения, слушание музыкальных произведений.

Холерик: наберитесь терпения, не теряйте самообладания, проявляйте максимум спокойствия и хладнокровия; у ребенка обязательно должно быть свое пространство; время от времени предлагайте занятия повышенной сложности для формирования адекватной самооценки; в игровых материалах должно быть предусмотрено все: и то, что требует усидчивости, и то, что требует двигательной активности.


Библиографический список


1. Слободская, Е.Р. Развитие ребенка. Индивидуальность и приспособление/ Е.Р.Слободская. – Новосибирск, 2004. – С.415.

2. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнова, С.А./Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнова. – Москва, 2002. – С. 132.

3. Колпаков, В.Г. Определение темперамента посредством родительских опросников/ В.Г.Колпаков, В.Ф.Чугуй и др.//Известия СО АН СССР. Серия биол.наук. – Вып.21. – 1987. – С.128 – 132.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с позиции отличий темперамента

Автор: Бублик Пиада Ивановна

Дата: 23.09.2019

Номер свидетельства: 520592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида» "
    ["seo_title"] => string(110) "individual-nyi-i-diffierientsirovannyi-podkhod-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "203963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429585982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога"
    ["seo_title"] => string(75) "psikhologhichieskiieaspiektyformirovaniiaimidzhapraktichieskoghopsikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "271130"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451383129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства