kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта "Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта воспитателя по теме: "Безопасность дошкольников".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья дошкольников"»

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей»



«Безопасности формула есть

Надо видеть, предвидеть, учить.

По возможности все избежать,

А где надо на помощь позвать…»

Т. Г. Хромцова

Актуальность: в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Цель моей работы: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков по основам безопасного поведения, устойчивого навыка переключения на самоконтроль в чрезвычайных ситуациях, применение полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Обучать дошкольников правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющим минимизировать возможный ущерб личности в опасных жизненных ситуациях;

  2. Закреплять у детей знания о индивидуальных мерах безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  3. Сформировать у старших дошкольников умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;

  4. Сформировать у детей модель безопасного поведения, позволяющую действовать адекватно в конкретной, реальной ситуации;

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, и др.. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, и др.

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:

  • природные;

  • техногенные;

  • социальные.

Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

  • бытовые (опасности дома);

  • опасности в природе;

  • опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

Теоретическим фундаментом опыта работы являются:

П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

Из этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

  • знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

  • умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

  • отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П.Я.Гальперина и других описаны компоненты, последовательное, поэтапное выполнение которых обеспечивает, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно.

Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс. К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

  • Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);

  • Формирование представлений о последствиях нарушения правил;

  • Организация наблюдений за поведением носителя нормы;

  • Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются мною в области обучения и образования.

В практике я широко использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование, тренинги и другие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания, кроме того ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Анализ работы показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, может художественная литература (Т.А. Шорыгина, Л.П. Князева, А.М. Виноградова, и других). Необходимо отметить, что отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Федеральным государственным образовательным стандартом определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка-дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Анализ работы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

Вышеуказанный анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в природе) дошкольников:

  • отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения;

  • применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

  • осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.

Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения ребенком дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит: в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Дети – наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в быту, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Задача взрослых - помочь детям научиться безопасному поведению на собственном примере. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Новизна заключается в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к требованиям ФГОС и условиям конкретного дошкольного учреждения, чётко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

Противоречия: существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо развивать в детях навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за своё поведение. Научить детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях, подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.

В настоящий момент, мои воспитанники дошкольники, постоянно окруженные вниманием взрослых, но скоро – в школу, там родители не смогут постоянно опекать их. Кроме этого современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, однако, наряду с этим возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует, они не осознают, что в реальной жизни она одна, и их жизнь и здоровье это главная ценность. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Мой опыт работы создан на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой: «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой: «Воспитание безопасного поведения в быту»; Т. В. Ивановой «Пожарная безопасность» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам:

- Ребенок и его здоровье;

- Ребенок и другие люди;

- Ребенок на улицах города;

- Ребенок дома;

- Ребенок и природа.

Организация работы строилась с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализовались в единстве.

Принцип системности. Работа проводилась систематически, весь учебный год, при гибком распределении материала в течение недели.

Принцип сезонности. При ознакомлении детей с природными явлениями учитывать местные условия.

Принцип адресного подхода. Учитывая индивидуальные особенности группы.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В своей работе я использую наиболее приемлемые формы работы с детьми дошкольниками: непосредственно образовательную деятельность, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, игры-беседы, игры-инсценировки, прогулки, экскурсии, дидактические игры, лэтбук, развлечения по каждой теме.

Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. Были сделаны «дорожные знаки» (карточки); «правила дорожного движения (карточки, сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература, настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Мною были изготовлены: лепбук по ПДД, дидактическая игра: «Осторожен будь всегда», тематическое лото «Опасные и безопасные ситуации», книжки-малышки по ПДД и пожарной безопасности.

В нашей группе имеются в наличии настольные игры на закрепление правил безопасного поведения: «Кто там? Правила безопасности», «транспорт», «На улице. Чрезвычайные ситуации», «Дорожные знаки», «Учим дорожные знаки, прогулка по городу». Игры-лото: «Это надо знать. Правила дорожной безопасности», «Юный пешеход», «осторожность», «Дорожные знаки», «Знаки на дорогах». Демонстрационный материал: «Бережем живое», «Как избежать неприятностей (во дворе, на улице, дома)», «Транспорт», «Знаки», «Уроки Мойдодыра», «Если малыш поранился». Комплект открыток: «Красный, желтый, зеленый».

Литература для чтения: рассказы Стобед, М. Ильин «Машины на улице»; С. Михалков «Бездельник светофор», журнал «Светофорчик», С.Волков «Правила дорожного движения. Едут по городу машины», Комиксы «Приключения в стране забытых правил», С. Прокофьева «Мой приятель светофор», Н. А. Извекова «Правила дорожного движения», К. П. Нефедова «Транспорт какой он?», Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения», Л. И. Радзиевская «Азбука безопасности», С. Зигуненко «Почему машина едет?», В. Малов «Куда идет электричество?», Г. Остер «Квартира и ее обитатели».

Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

Для сюжетно-ролевых игр в нашей группе имеются костюмы: «Полицейский», «Пожарный», «Врач». Полифункциональные ширмы: «01», «02», «03», модули из которых можно построить пожарную или полицейскую машину. Атрибуты для игр. Совместно с родителями пополнили ППРС игрой Лего-дупло: «Пожарная станция»; парковкой с правилами и знаками ПДД. Также в группе оборудован стенд ПДД, где дети закрепляют правила.

Одной из форм работы являются словесные игры, игры – добавлялки. Я использую такие игры, как «Закончи предложение», «Вставь нужное слово», «Это я, это я, это все мои друзья», «Причины пожара», «Доскажи словечко».

У детей преобладает образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.





Выводы:

Проведенная мною работа по теме «Основы безопасности жизни и здоровья деей» принесла свои результаты: Дети теоретически знают, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми; научились разбираться в ситуациях, которые несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

Дети научились соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе; умеют разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Дети разбираются в пожароопасных ситуациях, знают как вести при пожаре.

Дети знают, как сберечь и приумножить здоровье, что делать и чего стоит избегать, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приносят вред здоровью, умеют применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения здоровья. Дети знают элементарные правила безопасного поведения на улице, в транспорте, соблюдают правила дорожного движения.

В ходе моей работы выявились проблемы:

Не всегда родители идут на контакт и часто при детях сами нарушают правила безопасности.

Нет системности у детей часто пропускающих детский сад.

Планы на перспективу:

Продолжать пополнение ППРС по разделу пожарная безопасность, запланировать экскурсии в пожарную часть. Подготовить консультации для родителей. Подготовить консультативный пункт для родителей ДОУ по вопросам консультирования по культуре безопасного поведения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рифель Наталья Васильевна

Дата: 15.12.2021

Номер свидетельства: 594781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства