Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста"»
«Коррекция повышенного уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста»
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макарова»
Лягушина Татьяна Ярославовна
Нам нечего бояться, кроме страха
Ф. Рузвельт
Основа нервно-психического здоровья ребенка
Старший дошкольный возраст – «нежный возраст»
Успешность психологического воздействия на страхи и тревожность ребенка в возрасте
5-7 лет
Актуальность
исследования
Теоретический аспект
Гарбузов Вилентин Исаакович
Дубровина Ирина Владимировна
Безруких Марьяна Михайловна
Лебединская Клара Самойловна
Захаров Александр
Иванович
Цель - определение влияния организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи
Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности.
Изучить способы диагностики и возможности преодоления тревожности и детских страхов в дошкольном возрасте.
Проводить работу с родителями по снижению детской тревожности и страхов.
Проработать и выявить наиболее эффективные методы и приемы коррекции повышенного уровня тревожности и страхов у старших дошкольников.
Провести повторную диагностику уровня тревожности и страхов у детей; сравнить результаты диагностики до и после коррекционных занятий с дошкольниками.
Объект исследования:эмоциональная сфера детей старшего школьного возраста
Предмет исследования:
особенности психокоррекционной работы со страхами и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста
«Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич)
Тест тревожности
«Выбери нужное лицо» (М. Тэммпл)
«Кактус»
(М.А. Панфилова)
«Страхи в домиках» (А.И.Захаров, М. Панфилова)
«Рисунок семьи» (К. Тейлор)
Методы исследования
Единство диагностики и коррекции развития
Основные принципы психокоррекционной работы
Единство возрастного и индивидуального в развитии
Единство коррекции и развития
Подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному
Деятельностный принцип осуществления коррекции
Способы коррекции страхов
Рисование страха
Вербализация страха
Игра со страхом
Игры со страхом
Игры со страхом во второй младшей группе
Игры на снятие повышенного уровня тревожности
Игры на снятие психоэмоционального напряжения
Рисование страха
Вербализация страха
Использование в работе элементов песочной терапии
Предметно-развивающая среда
Стимульный материал для развития тактильной чувствительности
Наглядные пособия для куклотерапии
Наглядные пособия для развития умения распознавать свое эмоциональное состояние
Книги в помощь родителям
Мониторинг снижения повышенного уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы
Повышение уверенности детей в себе
Снижение тревожности
Снижение количества страхов
Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях
Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения
Перспективы развития
1.Разработка коррекционно-развивающей программы по снижению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
2.Разработка совместно с детьми и родителями «Книги сказок» (сочинение сказок) для развития эмоциональной сферы. дошкольников и коррекции высокого уровня тревожности и страхов.
3.Создание в кабинете психолога «Уголка уединения» для снятия негативных переживаний и гармонизации эмоционально-волевой сферы.
4.Дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагога-психолога .
5.Распространение опыта работы в различных формах.
6.Обогащение предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детского сада.
7.Дальнейшая коррекция повышенного уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
8.Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей с целью повышения родительской компетенции при работе со страхами.