Дидактическая игра является одним из самых оптимальных методов развития речи детей.Ребёнок учится подбирать слова-синонимы (похожие по смыслу слова),а в дальнейшем использут их в разговорной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обогащение речи детей синонимами,»
Дидактическая игра, как метод обогащения лексики детей
старшего дошкольного возраста синонимами.
Исследования педагогов позволили выделить в речевом развитии детей ряд направлений,
тесно связанных между собой. Одним из таких направлений является развитие лексики детей, включающее в себя обогащение словаря детей, в том числе СИНОНИМАМИ.
Анализируя содержание дидактических игр, можно сделать вывод, что многие игры ста-
вят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний, развивают все компоненты речи, а значит и лексику.
В своей практике работу по обогащению словаря детей синонимами мы начинаем после
ознакомления с антонимами, т.к. работа с антонимами детям даётся легче.
Нами были отобраны дидактические игры на развитие СИНОНИМИИ.
подготовительный этап, по аналогии с антонимией предполагает ознакомление де-
тей с понятием «СИНОНИМ ». К сожалению, нам не удалось найти такого материала
в методической литературе. Мы считаем, что ознакомление с понятием «синоним» можно
провести в форме беседы, разговора, где можно использовать сравнение слов-синонимов с
«братьями-близнецами».
Практика показывает, что легче детям удаётся подбор синонимов к словосочетаниям, чем к изолированным словам. Именно поэтому,
2- основным этапом по развитию синонимии будет использование дидактических
игр, направленных на нахождение синонимов к СЛОВОСОЧЕТАНИЯМ.
К таким играм можно отнести следующие:
« Скажи по-другому»
« Какие слова вы услышали»
« Найди нужное слово»
« Найди другое слово» ( О.С. Ушакова)
Эти игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное время.
Также на втором этапе работы можно использовать РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, где дети, опираясь на предложенную ситуацию, без особого труда научатся подбирать близкие
по смыслу слова. Сюда можно включить такие упражнения, как:
« Заболел Олег»
« Света пьёт сок»
« Рыжая Белочка и серенький Зайчишка»
« Про Веру»
« Про Медведя и про Зайца
Пример: д/и « Света пьёт сок»
Цель: 1) - закреплять умение детей подбирать слова к ситуации, похожие по смыслу;
2) – обогащать словарь детей синонимами.
Ход игры: - Света пьёт любимый вишнёвый сок ( картинка или кукла). Очень он ей
нравится! Почему? Какой сок?
( «ПРИЯТНЫЙ», «ВКУСНЫЙ»);
- А какая Света стала , когда выпила сок? (настроение)
А. Г. Арушанова предлагает провести инсценировку сказки «Лиса и Рак», где с помощью
игрушек и действий с ними ребёнок учится подбирать близкие по смыслу слова.
Работу с речевыми ситуациями лучше использовать в самостоятельной деятельности,
т.к. они похожи на рассказы, сказки и путём рассуждения, введения ребёнка в игровую
ситуацию он легко подходит к нахождению синонимов.
Следующий блок игр более сложный по содержанию, предлагает подбор синонимов
без опоры на игровую ситуацию с минимальным использованием наглядности, с опорой
на словесные указания, т.е. подбор СИНОНИМОВ К ИЗОЛИРОВАННЫМ СЛОВАМ.
К таким дидактическим играм относятся:
« Я начну, а ты продолжи»
« Кто больше вспомнит»
« Помоги Петрушке вспомнить слово».
Такие дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное время,
т.к они кратковременны и используются для закрепления знаний.
В сборниках дидактических игр, представленных автором О.С. Ушаковой, встречаются
игры на одновременное нахождение и синонимов и антонимов:
« Найди нужное слово»
« Какие слова вы услышали»
« Найди другое слово»
« Антонимы-синонимы».
Данные дидактические игры будут способствовать закреплению полученных знаний об
антонимах и синонимах и послужат материалом для 3-го этапа работы, по обогащению
словаря детей СИНОНИМАМИ и АНТОНИМАМИ.
В результате проводимой работы мы убедились, что словарь детей значительно обогатился синонимами и антонимами, а речь стала более точной выразительной, пра-