Костюм Осени: накидка, шляпа, кленовый лист; корзина с фруктами (яблоки, груши, апельсины, бананы, лимоны, виноград, сливы); мелко нарезанные яблоки, лимоны, груши, бананы на тарелке; зубочистки; фрукты, разрезанные пополам (яблоки, сливы, лимоны), салфетки; аудиозаписи: «Звуки осенней природы», П. Чайковский «Осенняя песня (октябрь)» из цикла «Времена года», «Осенний блюз» муз. А. Ермолова, сл. В. Кузьмина; презентационное оборудование, электронная презентация; мнемосхемы с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, овал), различных цветов (красный, желтый, зеленый), продуктов,получаемых их фруктов (банка с вареньем, кастрюля с компотом, блюдце с салатом; мольберт; поделки из фруктов; мяч; 3 корзины, вырезанные из бархатной бумаги; фрукты (лимоны, груши, яблоки), вырезанные из бумаги по количеству детей, зеленые листочки к ним; клей, кисточки, розетки для клея, подставки для кисточек, салфетки, клеенки, тарелочки для деталей аппликации.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, игра с мячом.
Цель: развитие двигательной активности детей;
развитие умения сочетать слово с движением
Игровая
Игровая ситуация, игровые упражнения, дидактическая игра, сюрпризный момент
-А сможете ли вы узнать фрукты по загадкам, это мы сейчас узнаем.
Разгадывание загадок:
1 .Наливное, сладкое,
с яблони упало-
бок себе помяло (Яблоко)
2. Принесли из магазина
фруктов целую корзину
в ней для Саши и для Зины
золотые (Апельсины)
3.Он под самой ножкой,
вытянут немножко (Груша)
4.Знают этот фрукт детишки,
любят есть его мартышки.
родом он из жарких стран
в тропиках растет (Банан)
5. Синий мундир,
белая подкладка,
в середине - сладко (Слива)
6.Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный,
недостаток лишь один-
кислый очень (Лимон)
7. Целый табун лошадей
на одной привязи (Виноград)
(При отгадывании показать названный фрукт)
-Ребята, а вы знаете, откуда берутся фрукты, как они появляются на нашем столе?
Дети: Нет
-Давайте внимательно посмотрим, что внутри у фруктов
(Дети подходят к трем столам: на первом- разрезанные пополам яблоки, на втором- лимоны, на третьем- сливы, каждый ребенок берет фрукт в руки)
Исследовательская деятельность: дети рассматривают, пробуют на ощупь семена в яблоках, лимонах, сливах по подгруппам.
(Подхожу к первому столу)
-Ребята, какие у вас фрукты?
Дети: Яблоки
-Что вы видите внутри яблока?
Дети:семена, семечки
-Какие они по цвету? По форме? Какого размера? Сколько их в яблоке?
Дети: коричневые, удлиненные, с одной стороны заостренные, мелкие, твердые, гладкие, легко вынимаются, их много в яблоке. (Ребенок показывает фрукт в разрезе всем детям)
(Подхожу ко второму столу)
-Ребята, какие у вас фрукты?
Дети: лимоны
-Что вы видите внутри лимона?
Дети: семена, семечки, зернышки
-Какие они по цвету? По форме? Какого размера? Сколько их в лимоне?
Дети:: светлые, белые, овальные, мелкие, твердые, гладкие, скользкие, вынимаются не сразу, их много в лимоне (Ребенок показывает фрукт в разрезе всем детям)
(Подхожу к третьему столу)
-Ребята, какие у вас фрукты?
Дети:сливы
-Что вы видите внутри сливы?
Дети:косточку
-Какая она по цвету? По форме? Какого размера? Сколько их в сливе?
Дети: коричневая, крупная, большая, трудно вынимается, твердая, шершавая (Ребенок показывает фрукт в разрезе всем детям)
-Молодцы, ребята, внимательно рассмотрели семена.
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из семечка выросло большое фруктовое дерево?
Дети: заботиться о семечке, поливать, рыхлить землю, полоть, чтобы ему было тепло от солнечных лучей.
-Правильно. Я предлагаю вам посмотреть, как из семечка вырастает большое дерево.
Презентация: «Рост и развитие яблони»
(дети смотрят и слушают презентацию по телевизору сидя на ковре)
-Ребята, а вы знаете, что Осень - волшебница, с помощью своего волшебного листочка всех ребят я превращу в семена (взмах кленовым листочком)
(Всем детям приклеиваю эмблемы с изображением фруктов: яблоки, груши, лимоны)
Физическое упражнение: «Посадим семечко»: (дети встают в круг)
Возьмем семечко одно,
Посадим в ямку мы на дно!
(Дети опускаются на корточки)
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно!
К свету, к солнцу из земли
(Медленно встают - «вырастают»)
Ты росток скорей иди.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.
Из земли росток явился
(Потягиваются)
Здравствуй, солнце - я родился!
(Поднимают руки над головой, машут кистями)
Мал еще росток-ребенок,
(Опускают руки вниз)
Только вышел из пеленок.
(Наклоняют голову в разные стороны)
-Ребята, чтобы семечко росло, его нужно часто поливать.
Пальчиковая гимнастика: «Дождик»:
Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)
Будет лучше урожай (Образовать перед собой круг руками)
Яблоки и груши (Расправить пальцы перед собой)
Можно будет кушать (Имитация еды ложкой)
-Ребята, через несколько лет росток превратится в прекрасное дерево и угостит всех ребят вкусными плодами.
Составление рассказов по мнемосхемам:(Дети садятся на стульчики)
-Сейчас каждый фрукт расскажет о себе: какого он цвета, какой формы, что из него можно приготовить, а поможет ему карточка-схема
Ребенок: Яблоко - круглой формы (по первой схеме), оно может быть красного, желтого, зеленого цвета (по второй схеме), из него можно приготовить компот, варенье, фруктовый салат (по третьей схеме)
(Каждый ребенок выходит и рассказывает о фрукте (яблоко, груша, лимон) по мнемосхеме)
-Ребята, мы с вами собрали хороший урожай фруктов! Я вас приглашаю в «Осеннее кафе».
(Дети подходят к кафе)
-Посмотрите, как красиво украшено наше кафе красивыми поделками из фруктов! (дети поочередно рассматривают 4-5 поделок)
-Какие фрукты вы увидели?
Дети: яблоки, груши, апельсины, виноград, лимоны
-Я с удовольствием угощу вас своими осенними дарами - фруктами.
Игра: «Угадай на вкус!»:
(Угощаю детей по очереди нарезанными фруктами: лимон, яблоко, груша, банан, без кожуры на зубочистках)
-Назови, что за фрукт во рту, какой у него вкус?
Ребенок: сочный, сладкий, нежный — банан
-А теперь не забудьте после еды почистить зубы.
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы»:
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами)
-Ребята, я очень люблю свой урожай и горжусь им и поэтому называю фрукты ласково.
Игра «Назови ласково»:
(Дети встают в круг, Осень в центре круга; поочередно бросаю мяч ребенку, называю фрукт, ребенок называет этот фрукт ласкательно)
Яблоко-яблочко
Гранат-гранатик
Апельсин-апельсинчик
Мандарин-мандаринчик
Лимон-лимончик
Ананас-ананасик
Банан-бананчик
Абрикос-абрикосик
Аппликация: «Фрукты в корзине»:
-Ребята, я разложила на столе самые вкусные и спелые плоды, теперь нужно собрать их в корзинки, чтобы они не выпали и красиво сочетались по цвету
(Показываю 3 корзинки, вырезанные из бархатной бумаги, украшенные осенними листьями; вырезанные фрукты: яблоки, груши, лимоны; листочки к ним)
(Дети самостоятельно раскладывают фрукты в корзины, по 5 детей на одну корзинку)
-Возьмите по одному вырезанному фрукту, намажьте его клеем по всей поверхности, приложите его на то же место, куда вы его положили раньше и прижмите салфеткой, чтобы убрать лишний клей и чтобы работа у вас получилась аккуратная
-Не забудьте к каждому фрукту приклеить листочек (приклеивают)
-Молодцы, ребята, посмотрите, какие красивые осенние корзинки получились! Что ж, теперь у вас на память обо мне остались корзины с моими дарами. (Показываю всем детям поочередно 3 корзинки с фруктами)
( во время работы детей звучит аудиозапись П.Чайковский «Осенняя песня (Октябрь)» из цикла «Времена года»)
Рефлексия:
-На прощание я хочу, чтобы вы погуляли со мной по залу и еще раз полюбовались красотой осенней природы (звучит аудиозапись «Осенний блюз» муз. А. Ермолова, сл. В. Кузьмина)