Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа кружка «Юный пешеход»»
М
униципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жаворонок» г. Абакан
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий
Протокол МКДОУ «Детский сад «Жаворонок»
____________Л.К. Гутова
Приказ №
Образовательная программа кружка
«Юный пешеход»
Возраст обучающихся 5- 6 лет
Срок реализации 1 год
Автор- составитель: воспитатель Федченко Елена Сергеевна
2021-2022 год
Оглавление
1.
Пояснительная записка
2.
Основные направления работы программы
2.1
Педагогическая целесообразность:
2.2
Принципы организации образовательного процесса
2.3
Формы и режим занятий
2.4
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
3.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
4.
Библиографический список
Приложение 1 Перспективный план работы кружка «Светофор»
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Апраксино.
Статистические данные Костромской области об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ:
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде посёлка;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Актуальность:
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходимым поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
2.1 Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Цель программы:
Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи:
1)Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее.
2)Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.
3)Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
4)Углублять знания детей о видах транспорта.
5)Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
6)Составить и отработать индивидуальный безопасный маршрут из дома к детскому саду.
7)Развивать моторику рук.
2.2 Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
2.3 Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 5- 6 лет.
Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально в соответствии с перспективным планом работы. (Приложение 1)
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия ОО «Социально- коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций , энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы, игры- драматизации и т.д..
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут (Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса . СанПиН 2.4.1.3049-13 пункт XI. 11.10.) кружок проводится 1 раз в неделю.
2.4 Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Интерактивный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Ожидаемые результаты
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Участие в соревнованиях, конкурсах разного уровня.
- Публикация об итогах реализации программы на Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях
РАЗДЕЛ 3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (октябрь)
2 - итоговая (апрель).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах:
Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров.
Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный).
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Для проверки знаний детьми ПДД используется авторская методика, разработанная старшим воспитателем Борисовой Е.А. «Методика обследования сформированности представлений о правилах безопасного поведения на дорогах»
ЦЕЛЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ: экспресс – анализ сформированности представлений старших дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах.
Данная методика позволяет быстро обследовать группу детей, отражает представления детей по следующим направлениям:
Ориентация в пространстве.
Форма и цвет предметов.
Виды и сигналы светофоров.
Предвидение опасности на улицах.
Виды транспортных средств.
Правила поведения на тротуаре, во дворе, на площадке.
Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги.
Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.
Пешеходный переход (наземный, подземный и наземный «зебра»).
Дорожные знаки для пешеходов.
МАТЕРИАЛ: рисуночные тестовые задания в пакете – «файле» (Приложение 2 ), цветные маркеры на каждого ребенка, опросник для выявления уровня овладения теоретическими знаниями, протокол обследования.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Обследование проводится по двум блокам.
I блок – карты задания.
Педагог зачитывает детям вопросы по порядку, дети маркером ставят «+» рядом с рисунком, обозначающим правильный ответ:
Какой автомобиль движется слева направо? (карточка №1)
Объедини транспорт в группы. Соедини с соответствующей пиктограммой (для детей подготовительной группы) (карточка №11)
Игра «Четвертый лишний». Обозначь лишний предмет в каждой группе. (карточка №12)
Расставь дорожные знаки. (карточка №13,14)
II блок – карты – опросники.
Можно использовать в процессе индивидуальной беседы или вводить вопросы в процессе дидактической игры.
Что обозначают красный (зеленый, желтый) цвет в дорожном движении и где они используются? (карточка №3)
Назови виды транспортных средств. (карточка №11, 12)
Назовите опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. (карточка №6, 10, 16,17, 18, 19)
Назовите безопасную дорогу и покажите на рисунке перекресток (карточка №8 и 9 для детей 7 лет)
ДЕТЯМ 7 ЛЕТ
Задания усложняются:
Карточка №11. Назови виды транспортных средств и соедини их с соответствующей пиктограммой.
Карточки № 9 и 17 используются только для детей 7 лет
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
За каждый правильный ответ – «1» балл.
За каждый неправильный ответ – «-1» балл.
Максимальное количество баллов – 19.
Низкий уровень сформированности представлений:
Менее 7 баллов
Средний уровень сформировнности представлений:
От 7 до 14 баллов
Высокий уровень сформировнности представлений:
От 15 до 19 баллов
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, но не может объяснить их сути и установить логическую связь между ними;
Не может выполнять практические задания без помощи взрослого;
Не способен объективно оценить дорожную ситуацию, правильно сориентироваться в ней.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и логическую;
Затрудняется в самостоятельном выполнении практического задания;
При оценки дорожной ситуации допускает ошибки, но после объяснения их исправляет, не способен правильно сориентироваться в дорожной ситуации.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними;
Самостоятельно выполняет практическое задание;
Объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней
Данные обследования заносятся в протокол. Для более углубленной диагностики проводятся индивидуальные беседы с использованием рисунка, задания при работе с макетом.
По окончании обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с детьми.
№
Фамилия
1 блок
2 блок
Об-
щий
Уро-
вень
Имя
1
2
4
5
7
11
12
13
14
3
11
12
6
10
16
17
18
19
8
9
балл
разви-
тия
1
2
3
4
5
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?
Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?
Ожидая транспорт пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.
3
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?
Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и пассажир может попасть под машину.
4
Как пассажир должен вест и себя в транспорте?
Пассажир в транспорт е должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
5
Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?
Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу. Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.
6
Что еще нельзя делать в автобусе?
В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.
Библиографический список
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000
Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб.
Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год
Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград
«Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
СД диск «Дорожные приключения»
Детские журналы «Путешествие на зелёный свет»
Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников»
Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
Приложение 1
Перспективный план работы кружка «Светофор»
Месяц
Тема месяца
Название занятия
Октябрь
Пешеход
1. Диагностика детей
2. «Школа пешеходных наук»
3. «Какая она, улица?»
4.Вечер загадок
Ноябрь
Пассажиры
1. «В городском транспорте»
2. «Мы- пассажиры»
3. Чтение и обсуждение ситуаций из энциклопедии «Новые правила для воспитанных детей»
4. «Пешеходы и пассажиры»
Декабрь
Светофоры
1. «Школа светофорных наук»
2. «Путешествие Колобка по улице»
3. Конструирование из бумаги «Светофор»
4. Настольно-печатные игры «Светофор», «Дорожная азбука»
Январь
Дорожные знаки
1. «Дорожные знаки»
2. «Кто поможет на дороге»
3. Рисование «Дорожные знаки»
Февраль
Перекрёсток
1. «Перекрёсток»
2. «Дорога в городе»
3. Рисование «Перекрёсток»
4. «Работа сотрудника ГИБДД»
Март
Я и велосипед
1. «Игры на улице»
2. «Велосипед»
3. «Соблюдаем правила безопасного движения»
4. Блиц-опрос «Не зевай- на вопросы отвечай»
Апрель
Правила движения
достойны уважения
1. «Про правила дорожного движения»
2. Компьютерная развивающая игра «Правила дорожного движения»
3. Слушание музыкальной сказки «Дорожные приключения»
4. Диагностика детей (компьютерные тесты). Вручение «шуточного» удостоверения об окончании обучения.