Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями
Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями
В статье отражены методы и приемы использования устного народного творчества, как образовательного потенциала в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Климова Оксана Геннадьевна
МАДОУ «Детский сад №86»
г.Березники
Кузьминых Ирина Романовна МАДОУ «Детский сад №86»
г.Березники
Аннотация и ключевые слова: В статье отражены методы и приемы использования устного народного творчества, как образовательного потенциала в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Сказки для детей – это первая школа жизни ребенка. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
Наши дети с раннего возраста встречаются со сказками. Почему же так необходимо знакомиться детей с устным народным творчеством? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Знакомя ребенка со сказкой, мы прививаем ему любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Часто, рассказывая хорошо известные сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных историй.
Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. В сказках имеются труднопроизносимые звуки, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся детьми с нарушениями речи. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Внедряя в практику своей работы, использование сказок, как инструмента к преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, мы ставили следующие задачи:
• Познакомить детей с произведениями художественной литературы разных жанров разных народов.
• Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях разных народов мира, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей через использование литературных произведений различных жанров и тематики.
• Формировать у детей такие нравственные качества как доброта, сострадание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе разных народов мира.
• Развивать интерес к театрально-игровой деятельности через пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами, загадками, скороговорками разных народов мира, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки в играх драматизациях.
• Создавать благоприятные условия в группе для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в одном культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, принятия и толерантности к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.
• Организовать сотрудничество педагогов и родителей в области поликультурного образования и воспитания детей подготовительной группы.
Поставленные задачи решали через эффективные формы работы, активно включая всех участников образовательного процесса.
Включение в процесс «сказочного» обучения» начинается с пространства логопедического кабинета и группы. Ежедневно в кабинете детей встречает «хозяйка» кабинета – тетушка Сова, которая учит, подсказывает, которой доверяют свое словотворчество и придуманные сказочные истории. А в пространстве группы имеется «Сказкин Дом»
Чему же и как мы учимся у сказки и через сказку? Так отгадывая загадки о сказочных героях, их высказывания, ребята должны назвать слово-отгадку и подобрать слова, которые подходят к данному персонажу. Тем самым расширяя глагольный, предметный словари, словарь признаков.
С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений дети образовывают однокоренные слова (зайка – заинька – зайчишка); придумывают созвучные слова (н-р: трава-мурава, трава-дрова, в траве-мураве); составляют достаточно длинные распространенные предложения в игре «От каждого по словечку» (н-р: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.)
Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками, дошкольникам предлагается найти в сказке ласковые слова; слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Терем мухи» - комар – комарик – комарище).
Дети успешно используют приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нежная, заботливая, добрая; Ведьма – злющая, хитрая; Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; Колобок - круглый, румяный, веселый); подбор отдельных предметов (в сказке «Заюшкина избушка»: избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная; ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная). Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность речи.
Для формирования навыка употребления в речи качественных, относительных и притяжательных прилагательных, проводилась игра «Дорисуй». Дорисованные части предметов дети проговаривали (большой стул, деревянная избушка, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.).
С целью согласования порядковых числительных с существительными дети получали задание пересчитать героев сказки «Репка»; зверей, которые приходили жить в теремок. Для расширения глагольного словаря детям предлагалось перечислить действия героев (коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела; Жихарка из сказки «Жихарка» - варил, накрывал, раскладывал).
При обучении классификационным умениям использовался прием группировки
по заданному признаку: как одним словом назвать персонажей сказки, которые встретились Колобку (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда, мебель) и т.д.
С целью практического употребления в речи предлогов по, в, на, от, дети проговарили песенку Колобка: «Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен! Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!».
У детей с речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать с помощью русских народных сказок, так как в них очень часто используются приговорки, прибаутки, песенки, повторы. Была произведена подборка русских народных сказок для автоматизации и дифференциации звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков речи с помощью русских народных сказок
Название сказки
Приговорки¸ прибаутки, песенки, повторы
Автоматизация и дифференциация звуков
«Петушок - золотой гребешок»
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
[Ш]
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..
[С] - [З]
Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают...
[К] - [Х]
«Репка»
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабушку,
Бабушка за дедушку,
Дедушка за репушку.
[З] - [Ж]
[Ж] - [Ш]
«У страха глаза велики»
Бабушка с речки идет, а вода у нее:
Кап-кап!
Внучка с речки идет, а вода у нее:
Кап-кап, кап-кап!
Курочка с речки идет, а вода у нее:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
[К]
«Волшебная дудочка»
Поиграй, поиграй, мой батюшка,
Поиграй, поиграй, родимый.
Нас было две сводные сестрицы,
И вот меня загубили,
За красные ягодки
Да за матушкино приданое
В гнилом болоте утопили!
[Г]
[К] - [Г]
«Маша и медведь»
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
[С] - [Ш]
«Жихарка»
Это простая ложка — котова, это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина.
[Ж]
[Ч] - [Т']
«Волшебные жерновцы»
Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!
Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду!
[Л'] - [Й]
«Колобок»
Я по сусекам скребён,
По амбару метён,
В печку сажён,
На окошке стужён!
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел.
[Ш]
[С] - [Ш]
[Л]
«Морозко»
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? - Ой, тепло, голубчик Морозушко! Тепло, батюшка.
[Л]
[Л] - [Л']
«Теремок»
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка–норушка.
— Я, лягушка–квакушка.
— Я, зайчик–побегайчик.
— Я, лисичка–сестричка.
— Я, волчок–серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
[Ч] - [Ш]
[Ш] - [Ж]
«Крылатый, мохнатый да масленый»
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
[С] - [Ц]
«Царевна-лягушка»
- Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.
[С] - [Ш]
«Волк и семеро козлят»
Вы козлятушки,
Вы ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша матушка пришла,
Молочка вам принесла.
Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю!
[С] - [3]
[С] - [Ш]
[П] - [Т] - [К]
[Ч] - [Т']
«Заюшкина избушка»
Сейчас как выскочу,
Сейчас как выпрыгну,
Пойдут клочки
По закоулочкам.
[Ч]
[С] - [Ч]
- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посéчи,
Слезай, лиса, с пéчи,
Поди, лиса, вон!
[К] - [X]
[С] - [Ч]
[С] - [3]
В группе в пространстве «Сказкин Дом» «живут» игры, которые педагогами группы используются в свободной деятельности, а также эти игры можно взять домой для игр с родителями.
Игра «Угадай сказку». Представлены иллюстрации к сказкам разных народов и разных жанров. Дети должны угадать, сюжет какой сказки изображен на картинке и продолжить рассказывать сказку, с того момента, который изображен на иллюстрации.
Игра «Найди тень». На картинке изображена тень сказочного персонажа. Ребятам предлагается найти в цветном изображении этого героя, назвать сказку и дать ему характеристику.
Игра « Чей костюм». Предлагаются детям изображения людей в разных национальных костюмах. В какой стране носят такие костюмы? Какие сказки этого народа мы читали. Кто национальный герой этих сказок.
Игра «Составь сказку». Детям предлагаются различные декорации к сказкам. Необходимо выбрать декорации к одной сказке, разложить их в правильной последовательности.
Игра «Сказок мудрые уроки». В этой игре представлены поговорки, пословицы, высказывания, цитаты, мудрые слова из сказок. Детям нужно назвать, из какой сказки высказывания или к какой бы сказке и какому герою они подошли.
В своей работе, пересказывая уже знакомые детям сказки, мы проводили аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками). Например, с целью употребления в речи антонимов, предложили детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» дети вспомнили пословицу «Глупый киснет, а умный – мыслит»; «Две козы» - «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» - «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок - смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» - «Кошке – смех, а мышке – слезы»; «Репка» - «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и Журавль» - «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и др.
Одним из базовых приемов составления сказок - изменение сюжета знакомой истории, что дает возможность показать дошкольникам вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, проводим игру «Путаем сказки»: « - Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, ржаного пирожка, а я пойду на молочную речку с кисельными берегами рыбку половлю». Пошла баба в теремок, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Бычок - смоляной бочок. Бычок - смоляной бочок и говорит: « Не садись на пенек, не ешь пирожок!». А Репка отвечает: «Пусти меня лучше в сине море: я тебе сама пригожусь». И покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей семеро козлят: «По щучьему веленью, по моему хотенью». А Репка отвечает: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». И покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей Лисичка со скалочкой: «Выгляни в окошко – дам тебе горошку». А Репка отвечает: «Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!» Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!». Детям предложили распутать клубок из сказок. После того, как дошкольники справились с заданием, им самим предложили придумать сказку-путаницу.
При использовании приема продолжения знакомой сказки исходным материалом для творчества стала сказка «Маша и медведь». Задача «сказочника» состояла в придумывании необычного поворота сюжета и его словесном оформлении. В начале занятия уточнялись представления о содержании и композиционном построении сказки. После этого дошкольников попросили представить, что сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес. После коллективного составления плана новой сказки дети придумали свой вариант продолжения истории и рассказать его.
На занятиях по продуктивным видам деятельности дети готовили сказочные реквизиты. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику рук, обогащает фантазию и образное мышление
Для того, чтобы работа по формированию языковой компетентности средствами сказки велась систематически, материал «сказочных занятий» включается педагогом группы в общеобразовательные занятия (развитие речи, математику, социальный мир и т.д.). Например, на занятии по математике, с целью закрепления понятий: за, после, перед, между, воспитатели использовали персонажей сказки «Репка» (Кто стоял за бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т.д).
Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в неё родителей. Родители совместно с детьми сочиняют сказки. Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.
Таким образом, используя сказку как образовательную платформу, значительно повышается интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Использование в работе русских сказок обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Список использованных источников
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). - М.: Академия, 2004. – 304с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 2009г.
6.Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М.: Педагогика, 2000.