kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье отражены методы и приемы использования устного народного творчества, как образовательного потенциала в работе  с детьми с речевыми нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Климова Оксана Геннадьевна

МАДОУ «Детский сад №86»

г.Березники

Кузьминых Ирина Романовна МАДОУ «Детский сад №86»

г.Березники



Аннотация и ключевые слова: В статье отражены методы и приемы использования устного народного творчества, как образовательного потенциала в работе с детьми с речевыми нарушениями.


Сказки для детей – это первая школа жизни ребенка. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

Наши дети с раннего возраста встречаются со сказками. Почему же так необходимо знакомиться детей с устным народным творчеством? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Знакомя ребенка со сказкой, мы прививаем ему любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Часто, рассказывая хорошо известные сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных историй.

Живой и выразительный язык сказки  изобилует меткими, остроумными эпитетами, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. В сказках имеются труднопроизносимые звуки, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся детьми с нарушениями речи. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. 

Внедряя в практику своей работы, использование сказок, как инструмента к преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, мы ставили следующие задачи:

• Развивать связную речь в игровой форме.

• Развивать словесно - логическое мышление, речевое внимание.

• Познакомить детей с произведениями художественной литературы разных жанров разных народов.

• Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях разных народов мира, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей через использование литературных произведений различных жанров и тематики.

• Формировать у детей такие нравственные качества как доброта, сострадание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе разных народов мира.

• Развивать интерес к театрально-игровой деятельности через пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихами, загадками, скороговорками разных народов мира, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки в играх драматизациях.

• Создавать благоприятные условия в группе для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в одном культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, принятия и толерантности к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.

• Организовать сотрудничество педагогов и родителей в области поликультурного образования и воспитания детей подготовительной группы.

Поставленные задачи решали через эффективные формы работы, активно включая всех участников образовательного процесса.

Включение в процесс «сказочного» обучения» начинается с пространства логопедического кабинета и группы. Ежедневно в кабинете детей встречает «хозяйка» кабинета – тетушка Сова, которая учит, подсказывает, которой доверяют свое словотворчество и придуманные сказочные истории. А в пространстве группы имеется «Сказкин Дом»

Чему же и как мы учимся у сказки и через сказку? Так отгадывая загадки о сказочных героях, их высказывания, ребята должны назвать слово-отгадку и подобрать слова, которые подходят к данному персонажу. Тем самым расширяя глагольный, предметный словари, словарь признаков.

С целью конструирования слов, словосочетаний и предложений дети образовывают однокоренные слова (зайка – заинька – зайчишка);  придумывают созвучные слова (н-р: трава-мурава, трава-дрова, в траве-мураве); составляют достаточно длинные распространенные предложения в игре «От каждого по словечку» (н-р: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.)

Для воспитания у детей чуткости к слову, усвоения имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными  оттенками, дошкольникам предлагается найти в сказке ласковые слова;  слова, обозначающие маленький предмет; изменить любое слово так, чтобы оно имело ласкательную или увеличительную форму (к примеру, в сказке «Терем мухи» - комар – комарик – комарище).

Дети успешно используют приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нежная, заботливая, добрая; Ведьма – злющая, хитрая; Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; Колобок - круглый, румяный, веселый); подбор отдельных предметов (в сказке «Заюшкина избушка»: избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная; ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная). Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность речи.

Для формирования навыка употребления в речи качественных, относительных и притяжательных прилагательных, проводилась игра «Дорисуй».  Дорисованные части предметов дети проговаривали (большой стул, деревянная избушка, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.).

С целью согласования порядковых числительных с существительными дети получали задание пересчитать героев сказки «Репка»; зверей, которые  приходили жить в теремок. Для расширения глагольного словаря  детям предлагалось перечислить действия героев (коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела;  Жихарка из сказки «Жихарка» - варил, накрывал, раскладывал).

При обучении классификационным умениям использовался прием группировки

по заданному признаку: как одним словом назвать персонажей сказки, которые встретились Колобку (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда, мебель) и т.д.

С целью практического употребления в речи предлогов по, в, на, от,  дети проговарили песенку Колобка: «Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен! Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!».

У детей с речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать с помощью русских народных сказок, так как в них очень часто используются приговорки, прибаутки, песенки, повторы. Была произведена подборка русских народных сказок для автоматизации и дифференциации звуков.











Автоматизация и дифференциация звуков речи с помощью русских народных сказок

Название сказки

Приговорки¸ прибаутки, песенки, повторы

Автоматизация и дифференциация звуков

«Петушок - золотой гребешок»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

[Ш]


Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

[С] - [З]


Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают...

[К] - [Х]

«Репка»

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабушку,

Бабушка за дедушку,

Дедушка за репушку.

[З] - [Ж]


[Ж] - [Ш]

«У страха глаза велики»

Бабушка с речки идет, а вода у нее:

Кап-кап!

Внучка с речки идет, а вода у нее:

Кап-кап, кап-кап!

Курочка с речки идет, а вода у нее:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

[К]

«Волшебная дудочка»  

Поиграй, поиграй, мой батюшка,

Поиграй, поиграй, родимый.

Нас было две сводные сестрицы,

И вот меня загубили,

За красные ягодки

Да за матушкино приданое

В гнилом болоте утопили!

[Г]


[К] - [Г]

«Маша и медведь»

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

[С] - [Ш]

«Жихарка»

Это простая ложка — котова,  это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина.

[Ж]

[Ч] - [Т']

«Волшебные жерновцы»

Кукареку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!

Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду!

[Л'] - [Й]

«Колобок»

Я по сусекам скребён,

По амбару метён,

В печку сажён,

На окошке стужён!

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

Я от медведя ушел.

[Ш]


[С] - [Ш]


[Л]

«Морозко»

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
- Ой, тепло, голубчик Морозушко! Тепло, батюшка.

[Л]


[Л] - [Л']

«Теремок»

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— Я, лисичка–сестричка.

— Я, волчок–серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

[Ч] - [Ш]


[Ш] - [Ж]

«Крылатый, мохнатый да масленый»

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

[С] - [Ц]

«Царевна-лягушка»  

- Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

[С] - [Ш]

«Волк и семеро козлят»

Вы козлятушки,

Вы ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша матушка пришла,

Молочка вам принесла.

Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

[С] - [3]

[С] - [Ш]

[П] - [Т] - [К]

[Ч] - [Т']

«Заюшкина избушка»

Сейчас как выскочу,

Сейчас как выпрыгну,

Пойдут клочки

По закоулочкам.

[Ч]

[С] - [Ч]


- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посéчи,

Слезай, лиса, с пéчи,

Поди, лиса, вон!

[К] - [X]

[С] - [Ч]

[С] - [3] 


В группе в пространстве «Сказкин Дом» «живут» игры, которые педагогами группы используются в свободной деятельности, а также эти игры можно взять домой для игр с родителями.

Игра «Угадай сказку». Представлены иллюстрации к сказкам разных народов и разных жанров. Дети должны угадать, сюжет какой сказки изображен на картинке и продолжить рассказывать сказку, с того момента, который изображен на иллюстрации.

Игра «Найди тень». На картинке изображена тень сказочного персонажа. Ребятам предлагается найти в цветном изображении этого героя, назвать сказку и дать ему характеристику.

Игра « Чей костюм». Предлагаются детям изображения людей в разных национальных костюмах. В какой стране носят такие костюмы? Какие сказки этого народа мы читали. Кто национальный герой этих сказок.

Игра «Составь сказку». Детям предлагаются различные декорации к сказкам. Необходимо выбрать декорации к одной сказке, разложить их в правильной последовательности.

Игра «Сказок мудрые уроки». В этой игре представлены поговорки, пословицы, высказывания, цитаты, мудрые слова из сказок. Детям нужно назвать, из какой сказки высказывания или к какой бы сказке и какому герою они подошли.

В своей работе, пересказывая уже знакомые детям сказки, мы проводили аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками). Например, с целью употребления в речи антонимов, предложили детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» дети вспомнили пословицу «Глупый киснет, а умный – мыслит»;  «Две козы» - «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Иван-царевич и серый волк» - «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок - смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» - «Кошке – смех, а мышке – слезы»; «Репка» - «Мала капля, а большое дело делает»; «Лиса и Журавль» - «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и др.

     Одним из базовых приемов составления сказок - изменение сюжета знакомой истории, что дает возможность показать дошкольникам вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. Чтобы нарушить привычные стереотипы и продемонстрировать возможность трансформации сказок, проводим игру «Путаем сказки»: « - Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, ржаного пирожка, а я пойду на молочную речку с кисельными берегами рыбку половлю». Пошла баба в теремок, наскребла  две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Бычок - смоляной бочок.  Бычок - смоляной бочок  и говорит: « Не садись на пенек, не ешь пирожок!».  А  Репка отвечает: «Пусти меня лучше в сине море: я тебе сама пригожусь». И покатилась Репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей семеро козлят: «По щучьему веленью, по моему хотенью». А Репка  отвечает: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». И покатилась Репка дальше.  Катится, катится, а навстречу ей  Лисичка со скалочкой: «Выгляни в окошко – дам тебе горошку». А Репка  отвечает: «Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!»  Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!».  Детям предложили  распутать клубок из сказок.   После того, как дошкольники справились с заданием, им самим предложили придумать сказку-путаницу.

При использовании  приема продолжения знакомой сказки исходным материалом для творчества стала  сказка «Маша и медведь». Задача «сказочника» состояла в придумывании необычного поворота сюжета и его словесном оформлении. В начале занятия уточнялись представления о содержании и композиционном построении сказки. После этого дошкольников попросили представить, что сказка «Маша и медведь» не заканчивается благополучным возвращением девочки  домой: испугавшись собак, медведь вместе с Машенькой, сидевшей в коробе, убежал обратно в лес. После коллективного составления плана новой сказки  дети придумали свой вариант продолжения истории и рассказать его. 

На занятиях по продуктивным видам деятельности дети готовили сказочные реквизиты. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает  мелкую моторику рук, обогащает фантазию и образное мышление

Для того, чтобы работа по формированию языковой компетентности средствами сказки велась систематически, материал «сказочных занятий» включается педагогом группы в общеобразовательные занятия (развитие речи, математику, социальный мир и т.д.). Например, на занятии по математике, с целью закрепления понятий: за, после, перед, между, воспитатели использовали персонажей сказки «Репка» (Кто стоял за бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т.д).

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в неё родителей. Родители совместно с детьми сочиняют сказки. Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

Таким образом, используя сказку как образовательную платформу, значительно повышается интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков  речевого развития дошкольников. Использование в работе русских сказок обогащает  и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания,  нормализует  произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.


Список использованных источников

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -  3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.

  3. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.

  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). -  М.: Академия, 2004. – 304с.

  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение,  2009г.

6.Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М.: Педагогика, 2000.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательный потенциал сказки в работе с детьми с речевыми нарушениями

Автор: Климова Оксана Геннадьевна Кузьминых Ирина Романовна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства