Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экономическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. В век технического прогресса повышенная любознательность, стремление к самостоятельности нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т. д. Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о патриотизме, о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.
Поэтому педагоги первой младшей группы в тесном сотрудничестве с родителями организовали проектную деятельность «Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения».
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок безопасности окружающего мира
Задачи:
- Формировать у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цели и задачи мини – музея:
Образовательные: — формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Развивающие: — развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес; — обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: — воспитывать уважение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; — прививать основы культуры поведения, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Предполагаемый результат:
Мы считаем, что создание мини-музея позволит:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;
- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- сформирует у детей представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- приобщит детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- усвоение детьми знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ
Новизна: внедрение музеев в дошкольных учреждениях в последние годы не редкость, но создание познавательно – игрового музея является новой и эффективной формой работы с детьми.
Этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы
Направления и формы работы
Сроки
Подготовительный
Разработка маршрута реализации проекта с обсуждением представленных предложений и мнений;
Январь
Подборка видео и аудио материалов по соответствующей теме;
Создание информационного блока для родителей, включающих в себя:
- буклет «Азбука безопасности»
Анкетирование детей для выявления знаний по данной теме;
Февраль
Определение помещения для игрового мини-музея;
Разработка дизайна, создание макета помещения игрового мини-музея;
Подбор экспонатов игрового мини-музея;
Разработка паспортов экспонатов игрового мини-музея
Основной
Приобретение и размещение экспозиций по нескольким направлениям;
Знакомство с содержанием и правилами дорожного движения;
Оформление картотеки дидактических и спортивных игр, песен, загадок, пословиц о транспорте и ПДД;
Дидактические игры:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
«Кому что нужно?»
«Сложи автомобиль»
«Чего не хватает?»
«Наш город»
«Дороги и велосипедная дорожка»
«Подбери правильный путь»
«Дорога»
«Ловушка»
«Кроссворды»
«Добавь словечко»
«Это я, это я…»
«Назови правильно»
«Как избежать неприятностей»
«Мы пешеходы» -досуг совместно с педагогом психологом
- Просмотр презентаций: «Юный пешеход», «Правила дорожного движения».
Заключительный
Создание лепбука «ПДД»
Апрель
Мастер-класс для педагогов «На перекрестке»
Итоговое занятие ««Красный, желтый, зеленый» »
Выводы:
Таким образом, вся проведённая работа дала положительные результаты. У детей появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, стремление выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. У них появилась потребность утвердиться в своём отношении с окружающей действительностью, следовать правилам поведения в определённых ситуациях. Совместными усилиями с родителями пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении, способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, и снижению заболеваемости детей.