Деди любят смотреть театрализованные представления и сами с большим удовольствием показывают их.Условность театра близка им,они привыкли к ней в своих играх.Театр-это всегда игра, сказка,, всегда чудо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Театр"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №7"
Проект "Театр"
Авторы-составители :
педагоги Минькова В. В. и Звонарева В.Д.
г. Сасово
Проект «Театр»
«Театр - искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К.С.Станиславский
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Дошкольники очень любят смотреть театрализованные представления. Они видят знакомые и любимые персонажи: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их поручения, дают советы, оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность проекта:
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Знакомясь с различными видами театра и участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций , приобщает его к духовным ценностям..
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является актуальным в свете Федеральных государственных стандартов.
Проблема: В дошкольном возрасте имеются только поверхностные знания детей о разных видах театра; дети застенчивы или, наоборот. эгоистичны, не умеют правильно оценивать свои поступки ,у них слабо развиты: художественное воображение, речь, мимика. жесты, родители уделяют этому недостаточно внимания .
Цель проекта: Пробудить интерес детей и родителей к театру., раскрыть творческие способности детей, создать оптимальные условия для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, выразительной речи, позитивных качеств личности каждого ребенка. Задачи проекта:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; для совместной деятельности детей и взрослых.
Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
Формировать умение адаптироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и оценивать поступки людей и свои , взаимодействовать друг с другом и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, масок своими руками совместно с родителями и детьми.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы
Предполагаемые результаты.
Театрализованная деятельность способствует активному развитию детей:
увеличится словарный запас;
приобретутся социальные навыки;
нейтрализуются страхи и комплексы;
произойдет эмоциональная разгрузка;
разовьются воображение и мелкая моторика;
активизируется творческое мышление и речевая функция;
распознается разница между добром и злом, правильными и неправильными поступками;
обогатится предметно-пространственная среда;
установится тесный контакт с родителями.
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- импровизации, театральные физкультминутки, утренники, праздники.
Аннотация
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой личности.
Концептуальность проекта заключается в систематизации средств и методов театральной деятельности, обоснованное распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Поэтапно используем отдельные виды детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Театрализованная деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
принцип создания развивающей среды – создание условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
принцип психологической комфортности – создание атмосферы безусловного принятия каждого ребенка;
принцип активности и свободы самовыражения – создание условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей;
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности ;
принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми: 1.Театр масок 2.Пальчиковый театр 3.Настольный театр 4.Теневой театр 5.Кукольный театр «Бибабо» 6.Театр актеров Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности. Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой. Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение. Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. . В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей. С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умением их распознавать. Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.
Дети с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России. Различными видами театра дети обыгрывают русские народные сказки. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю. Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Дети закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров.
Заключение В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации проекта. Представление сказок и веселых сценок, актерская игра на утренниках способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Тип проекта: информационный, творческий, игровой, практико – ориентированный.
Участники проекта: 1. Воспитанники старшей и подготовительной группы. 2. Воспитатели групп. 3. Родители детей групп.
Сроки реализации проекта: начало - сентябрь 2017 года, окончание - май 2018 года.
- мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков;
- анкетирование родителей;
- разработка проекта: определение целей и задач проекта
- - составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей
-разработка сценариев праздников, мероприятий
- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня
Практический этап (октябрь- апрель).
- создание предметно-развивающей среды , изготовление костюмов совместно с родителями;
-прослушивание аудиоспектаклей;
- знакомство с видами театров;
- посещение театрализованных представлений;
- развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности: сюжетно-ролевая игра; игра-драматизация; дидактические игры ;подвижные игры;.
- консультации для родителей:
- организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
Формы работы с детьми: 1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий; 2. Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений) ; 3. Организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями: 1. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам. 2. Совместное изготовление костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности
3.Привлечение родителей к проведению совместных театрализованных мероприятий. 4. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Перспективное планирование
Октябрь
Тема
Цели
"Что такое театр "
Показать иллюстрации и слайды об истории театра и театрального костюма.
Основы театральной культуры
Воспитывать культуру
поведения в театре, просмотр кукольного представления профессиональных артистов
Виды театра
Познакомить с разными видами театра
Организованная образовательная деятельность
«Театральная страна»
Расширить знания дошкольников о театральной деятельности
Ноябрь
Тема
Цели
" Куклы-артисты"
Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой.
Знакомство со сценарием сказки «Репка на новый лад» в подготовительной группе, со сценарием "Кораблик"-- в старшей группе
Познакомить со сценарием ,поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, кукловождению.
"Мы - артисты"
Выступление на День матери
Поощрять желание выступать перед зрителями, совершенствуя актерское мастерство Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.
Знакомство со сценариями новогодних представлений, репетиции
Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом Учить передавать образы персонажей Учить пользоваться интонациями.
Показ новогоднего представления для родителей "Три богатыря и волшебные часы", для маленьких детей--"Курочка ряба "
Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки
Основы театральной культуры
Познакомить с главными театр.профессиями «Кто и что должен делать»
Скороговорки, чистоговорки
Учить правильно произносить звуки, слова
Февраль
Тема
Цели
Чтение сказки "Гадкий утенок"
Прослушивание музыкальной аудиосказки
Просмотр мультфильма"Гадкий утенок"
Прочитать и обсудить сказку ,учить детей высказывать свое мнение о сказке, помочь понять характеры героев ,пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки , развивать воображение, память, фантазию.
Премьера оперы "Гадкий утенок"
Поощрять желание выступать перед зрителями, совершенствуя актерское мастерство
День театра
Показать видеозаписи спектаклей по русским народным сказкам.
Театральная страничка
Учить разыгрыванию этюдов по стихотворениям и потешкам показать детям младших групп теневого спектакля
"Заюшкина избушка"
Апрель
Тема
Цели
Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)
Упражнять во владении куклой, развивать четкое, верное произношение гласных и согласных звуков ; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.
Репетиции
Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).
Показ сказок "Колобок", "Репка" для детей младших групп
Поощрять желание выступать перед зрителями.
Показ сказки "Курочка Ряба на новый лад" на празднике " Пасха"
Поощрять желание выступать перед зрителями.
Май
Тема
Цели
Чтение отрывков А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Познакомить с новым литературным произведением, помочь его понять ,воспитывать любовь к театру
Презентация "Мы и театр"
Создать презентацию по проекту, показать ее родителям
Обобщающе - результативный этап
-представление опыта работы по театрализованной деятельности детей через презентацию проекта
Условия реализации проекта:
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
Целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей и социумом.
Ресурсное обеспечение
Устав ДОУ;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования.
Критерии оценивания проекта:
удовлетворённость родителей результатом работы;
информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;
повышение интереса к театрально – игровой деятельности.
развитие памяти, мышления, воображения, внимания детей.
усовершенствование умения детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
понимание эмоционального состояния другого человека ;.
Риски:
низкая заинтересованность родителей;
низкая познавательная активность детей;
Пути преодоления рисков:
заинтересовать родителей, распределив среди них ответственных за выполнение отдельных направлений проекта. Привлечь к активному участию в проекте, для повышения познавательной активности детей и родителей провести в группе родительское собрание на тему «Театр с детского сада»
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщить его к духовному богатству, научить понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоционально- открытой, культурной и творческой личностью.
Перспектива: изучение, обобщении и применение на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.