kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательное событие как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов - воспитателей и специалистов; детей и их родителей) при подготовке и проведении образовательного события с дошкольниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательное событие как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО


Тютюнник Г.Г.

МБДОУ № 10


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. 

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Как отмечают исследователи, для дошкольников образовательное событие - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательного события является появление образовательного результата (продукта) возникшего в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки, мини - музеи), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т. п.).

На практике перед нами встал вопрос: как организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников.

Поэтому объектом нашего исследования стало образовательное событие.

Предметом– взаимодействие всех участников образовательного процесса при его подготовке и организации.

Целью  стало обобщение педагогического опыта работы по проведению и подготовке образовательного события для развития музыкальных способностей детей.

Цель определила следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

  2. Разработать технологию организации образовательного события;

  3. Проанализировать опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах реализации задач музыкального развития детей.

Анализ теоретических исследований, нормативных документов, практических рекомендаций позволил нам определить этапы работы, сформулировать задачи и наметить пути решения выявленных проблем.

Чтобы организовать образовательное событие в ДОО, мы выделили несколько этапов:

1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы. Мероприятия фиксируются в комплексно - тематическом, годовом плане работы ДОО, в календарных планах педагогов.

2 этап: – постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

3 этап: подготовка к образовательному событию.

4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.

Взаимодействие педагогов - воспитателей, специалистов - и семей воспитанников по реализации событийности организуем на каждом этапе.

Деятельность педагога осуществляется на различных уровнях: при моделировании предметно-пространственной среды, проведении образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм, взаимодействия с семьёй и социумом.

Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

В соответствии с этапами деятельности определяем роль и обязанности каждого участника образовательного события.

Так, на 1 и 2 этапе совместно определяем тематику, планируем цели и задачи предстоящего события. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагогов и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому воспитатель сам определяет цели и задачи образовательного события. Как правило, в данном мероприятии участвует несколько педагогов, и они организуют данную деятельность совместно. Для каждого специалиста она будет связана с их непосредственной образовательной деятельностью: для инструктора по физической культуре с двигательной деятельностью, для логопедов — с речевой коррекционной, для музыкального руководителя - с развитием музыкальных способностей. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагоги определяют, какие дополнительные ресурсы им необходимы для проведение образовательного события (планируется их совместная деятельность, в том числе и с родителями, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию). Через различные формы взаимодействия с семьями воспитанников повышаем компетентность родителей по определённым вопросам, информируем их о предстоящих мероприятиях, Широко используем информационные стенды, памятки, буклеты, тетради взаимодействия и т.п.

На третьем этапе, в процессе подготовки к образовательному событию воспитатели и специалисты — учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - организуют совместные виды деятельности с детьми, в результате, воспитанники получают представления, знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь организуется непосредственно образовательная деятельность на занятиях и в ходе режимных моментов. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы в дальнейшем. Воспитатели и специалисты организуют различные виды деятельности, детям даются игровые задания, родители активно помогают выполнять творческие работы, осуществляется совместный просмотр тематических материалов. Но содержание основной образовательной программы детьми важно не только усвоить, но и уметь использовать в различных – сходных и нестандартных – ситуациях. Поэтому эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды. В её обогащении также принимают участие и педагоги, и родители. При этом предметно-игровая среда призвана содействовать решению задач целенаправленного обогащения представлений детей, всестороннего развития и формирования личности дошкольников. На этом этапе родители активно включаются в образовательный процесс и вместе с детьми участвуют в проектах, выставках, мастер-классах, творческих мастерских.

Четвертый этап — самый яркий и долгожданный. Это непосредственное проведение образовательного события. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогами — воспитателями и специалистами. Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события).

Разработанная технология способствует решению задач основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе развитию музыкальных способностей детей. И это особенно ценно для музыкального руководителя, так как он активно участвует во всех этапах организации образовательного события.

Событиями у нас стали различные формы работы: праздник, тематическое развлечение, развлечение-экспромт, развлечение-импровизация, развлечение-игра, музыкальная гостиная, проектная деятельность, КВН, творческая мастерская (делаем муз. инструменты, мастерим подарки для героя), экскурсия, игротека, концерт, концерт-беседа, музыкально-дидактические игры, знакомство с театром, инсценирование сказок, экспериментирование, шумный праздник в группе, сладкий вечер, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, вечера фокусов и шуток.

Решая задачи музыкального образования, мы с детьми отметили День рождения нашего детского сада. Встретились с «Капитошкой», поиграли с капельками воды, поэкспериментировали с ними. Познакомили с фабричными музыкальными инструментами. Вместе с родителями изготовили самодельные шумовые инструменты для выставки и организовали оркестр для героя.

При этом использовали такие формы работы, как просмотр мультфильма; слушание песен про Капитошку; игра-забава «Капли капают везде»; пальчиковая игра «Капель»; экспериментирование со звуками; оркестр; музыкальная игра-инсценировка «Кап-кап, звенит капель».

Образовательным событием этой темы стало развлечение «У Капитошки день рождения».

Во время недели музыки были использованы такие формы работы, как встречи с интересными людьми: "Музыканты в моей семье»; слушание музыки «Звуки весны»; демонстрация обучающего фильма «Природа оживает»; музыкальные минутки «Скрипка ласково поёт»; познавательный рассказ о композиторе; совместное музицирование с школьниками - гостями из школы искусств; озвучивание сказки «Путешествие по музыкальной стране». Образовательным событием стал конкурс «Папа, мама, я - музыкальная семья».

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Последний этап — аналитический. По итогам образовательного события проводим обмен мнениями об участии в событии, все участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный процесс. Эффективность деятельности по вопросам музыкального образования в этом направлении подтверждаем результатами: усвоения всеми детьми основной образовательной программы дошкольного образования, показателями развития музыкальных способностей, повышение количества детей, продолжающих своё обучение в школах искусств, вокальных студиях, танцевальных коллективах.

Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников. А это будет способствовать решению задач основной образовательной программы дошкольного образования.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.

  2. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тютюнник Галина Геннадьевна

Дата: 23.11.2017

Номер свидетельства: 440299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования глазами родителей: преимущества и перспективы развития» "
    ["seo_title"] => string(149) "fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart-doshkol-nogho-obrazovaniia-ghlazami-roditieliei-prieimushchiestva-i-pierspiektivy-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "158830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421818311"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства