Просмотр содержимого документа
«Обсуждение методов развития речи детей»
Обсуждение методов развития речи детей
Обсуждение методов развития речи детей: (один из них ребенок должен слышать правильную речь воспитателя)
Методы речевого развития детей
1. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются, словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
2. Метод использование технологий проблемного подхода в развитии речи детей (Кейс-технологии).
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Главная особенность этих технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации — это та среда, через которую ребёнок научится применять решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора.
Кейс-технология (или метод анализа конкретных ситуаций) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она используется для описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а затем предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, таким образом, реализуется компетентностный подход.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
В дошкольном образовании в качестве методов кейс-технологии используют: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование.
(Пример кейс-иллюстрации в презентации.) Чаще всего в работе с детьми я применяю технологию «Фото-кейс» и «кейс-иллюстрации». Данные технологии актуальны, потому что дают возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:
· фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
· текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
· текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией, иллюстрацией). Фиксирую их внимание. Создается определённое отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания, делают выводы, озвучивают решение проблемы.
Данную технологию целесообразно использовать в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.
Практическое задание для педагогов:
(Делимся условно на 2 команды, работа с «кейсами».)
1. Команда: «Кейс иллюстрация».
2. Команда: «Фото-кейс».
Алгоритм работы
- Знакомство с ситуацией.
- Выделение проблемы
- Поиск решения проблемы
- Принятие решения, формулировка ответа
- Озвучивание решения проблемы, вывод.
Кейс-ситуация: поделить поровну 2 яблока - 2 человека. Но яблоко одно большое, другое маленькое.
3. Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания. Так же эффективны совместные мероприятия родителей с детьми: мастерклассы, круглые столы, семейные соревнования.
Ну и, конечно же, все методы, средства и способы развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.