kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей младшего возраста ролевой игре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по обучению детей младшего возраста ролевой игре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей младшего возраста ролевой игре.»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 22 «Золотая рыбка» города Дубны Московской области



Обучение детей младшего возраста ролевой игре.


Воспитатели: Сасорова Г.А.

Синицина О.В



Н.К. Крупская писала, что детский сад должен дать ребёнку радость общения с другими детьми, радость товарищества. Игра лучше, чем другая деятельность, даёт детям эту возможность. В игре раскрывается внутренний мир ребенка, благодаря чему мы можем влиять на становление этого мира.

Творческие игры - этот важнейший вид деятельности маленького ребенка постоянно используется воспитателями для всестороннего развития и воспитания детей.

Руководство творческими играми, в особенности играми малышей, требует большой изобретательности, наблюдательности. Ушинский, Крупская, Макаренко подчёркивали теснейшую связь игры с окружающей жизнью, которую постигает ребёнок посредством игр.

А.М.Горький писал, что игра для ребёнка - путь познан мира и одновременно способ овладения «сокровищницей родного языка».

Н.А.Крупская указывала, что игра для детей дошкольного возраста имеет исключительное значение: она является для них учёбой, трудом, серьёзной формой воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». А.С. Макаренко.

Сделать игру источником радостной и содержательной жизни детей особенно важно в работе с младшими дошкольниками, так как они наиболее эмоциональны, склонны к подражанию. Но для того, чтобы сюжетно-ролевая игра стала самостоятельной детской деятельностью, необходимо эту деятельность сформировать. «Чтобы игра появилась, ребёнку необходимо овладеть некоторы­ми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры», - пишет А.В. Запорожец.

В организации творческих игр немалая роль принадлежим игрушке. Какие же игрушки необходимы для сюжетно-ролевых игр?

1. Куклы и мишки крупных размеров, которых удобно кормить, катать в колясках. Для этих крупных кукол нужна и крупная мебель.

2. Крупная посуда, наборы вилок, ложек, ножей.

3.Необходимо иметь «ванны», тазики, вёдра, утюги, плитки газо­вые, пианино, телефон, зеркало, щётку-смётку, щётку-швабру.

4. Куклы средних размеров (их удобно заворачивать в одеяла).

5. Атрибуты для игры в «Автобус» (руль, кассу, билеты), «Семью» (передники, платочки, веревку с прищепками).

6. Необходимо иметь машины крупных и средних размеров. Игрушки должны быть удобно расположены в разных местах, это необходимо закрепить за ними постоянно. Так, машины стоят в гараже, куклы сидят на специальном стеллаже, выделено место для кукольной комнаты, музыкальный уголок.

Обучение детей творческой игре делится на четыре этапа: первые три этапа характерны для детей младшего возраста, четвертый осуществляется уже после четырёх лет, когда дети будут к нему подготовлены.

На первом этапе формируются предпосылки для игры, усваиваются некоторые игровые действия с предметами и игрушками, название игрушек и действий.

Игра у детей от двух до трёх лет заключается во многократной повторении одного действия, как правило закреплённого за определенным предметом.

Ребёнок возит куклу в коляске или каталке, на тракторе, возит по группе машину. Часто дети мешают играть друг другу, отнимают игрушки, бросают надоевшую игрушку, не зная, как дальше с ней играть. Вот на этом этапе и нужно научить ребёнка играть с игрушкой, научить рядом, не вешая товарищам.

В нашей группе дети были очень маленькими, многим не было и двух с половиной лет. В течение года группа всё пополняла новыми детьми. Дети не умели играть друг с другом рядом, отнимали игрушки у товарищей, ломали игрушки, не убирали их на место.

Стремясь вызвать бережное отношение к игрушкам, вызвать желание играть с ними, мы неоднократно читали детям книги А. Барто «Игрушки», Александровой «Мой мишка». Многие стихи дети знают и любят. Они вспо­минают, что у них дома есть зайка, и мишка, и мячик. Они жалели мишку, которому оторвали лапку, жалели зайку, бычка.

Зайка неоднократно приходил к детям на занятия, угощал их морковкой. Это способствовало воспитанию у детей доброго отношения к своим игрушкам. Нередко, увидев, что, девочки отнимают друг у друга куклу, мы говорили им: «Девочки не разорвите куклу, она будет плакать, ей больно». Или так «Аня, ты бросила свою дочку на пол, ей холодно, она плачет, отнеси её домой». Чтобы дети не разбрасывали игрушки, чтобы они лучше запоминали их расположение, мы неоднократно проводили знакомство с группой, путешествовали по группе. Так на одном занятии мы на «поезде» поехали с детьми по группе. Перед занятием я специально не обратила внимание каждого ребенка на необходимость убрать за собой игрушки. После общего указания: «Дети, убирайте игрушки, сейчас будем заниматься», - не все дети выполнили это требование. Мы побывали и в гараже, и в кукольном уголке, и в уголке книг. Игрушки «рассказали» нам о своих бедах: так в гараже лежала забытая кукла Люба и плакала, девочки взяли куклу, пожалели и отнесли на полку к другим куклам. В уголке кукол тоже был беспорядок. Мальчики катали кукол на тракторе и оставили их на полу, но, узнав, что куклы плачут, не знали, куда их посадить. Им на помощь пришли девочки, они приласкали кукол и отнесли её к подругам. Посуда «пожаловалось» на девочек. Они любят играть, но не любят убирать, на этот раз они быстро поправили своё упущение. Дети любят книги, стараются их не рвать, но плохо убирают их на место. Книги «жаловались» на ребят. Это занятие помогло нам дать детям понятия о том, что игрушки – их друзья, что им тоже бывает плохо. Занятие помогло детям иначе взглянуть на своих друзей. Дети гораздо лучше стали убирать игрушки. Хотя и сейчас мы продолжаем постоянно напоминать им, так как не все дети убирают игрушки без специального указания воспитателя. В новом учебном году у нас появилось много новых игрушек. С каждой игрушкой нужно было научить играть. Появилась газовая плита. Мы беседовали с детьми о том, как включать и выключать плиту, можно ли оставлять газ включенным, как готовить на плите, в чем готовить суп или борщ, на чем жарят котлеты. В первое время мы сами показывали, как правильно готовить обед. Приготовив обед, дети ставили все кастрюли на стол, ставили много тарелок, чашек, чайник. Мы учили детей правильно «сервировать» стол для кукол. Для этого призывали на помощь их опыт (они сами раздают за столом ложки), наблюдали, как няня готовит стол к обеду. Мы учили их, показывали, что возле стола можно поставить кубик, а на него – горячую кастрюлю. На стол надо поставить столько тарелок, столько положить вилок и ложек, сколько сидит кукол. Затем разлить в тарелки первое, а когда куклы съедят суп, положить котлеты и макароны, а затем убрать тарелки и поставить чашки с блюдцами, разлить в чашки чай и напоить кукол.

На втором этапе – дети под руководством взрослого начинают овладевать простейшими игровыми сюжетами, учатся более четко выполнять игровые действия, выразительные движения, подбирать с помощью взрослых игрушки для игр. Научив детей пользоваться теми игрушками, которые есть у нас в группе, мы поставили перед собой задачу: учить детей обыгрывать несложные сюжеты. Первые игры, которые особенно радуют детей, когда рядом с ними воспитательница, это игры в «дочку и маму». Они напоминают о семье, о привычной, домашней обстановке. Игры малышей еще очень примитивны и нужно помочь им, сделать игру более интересной.

Вот Ксюша взяла тазик, взяла Мишку в другую руку, таз упал, она не может его поднять, не понимает, что нужно посадить Мишку. Подхожу к ней: «Ксюша, что ты хочешь делать? Купать Мишку? Это твой сынок? Ты посади его, поставь тазик на стул, налей воды, искупай мишку и вытри его». Ксюша с увлечением стала играть. К ней подошли другие девочки, им тоже захотелось искупать своих дочек. Так появился сюжет для новой игры. Вечером мы стирали кукольное бельё, налили воды в маленький таз, и дети вместе с воспитателем стирали кукольные платья, полоскали их и вешали сушить на верёвку. На следующий день дети уже не только купали в тазу кукол, но и стирали их белье, ве­шали его сушить. Бельё сохнет, и никто его не снимает. А девочки гладят бельё, которое лежит в коробке. Тогда предлагаю погладить бельё, которое уже высохло. Показываю, как правильно гладить и аккуратно его сворачивать, напоминая, что все мамы глаженое бельё складывают и убирают на место. Теперь девочки стараются все делать правильно, подражая взрослым. Итак, мы не только подсказывали детям сюжеты игр, а включа­лись в игру, показывали, как правильно играть, мы учили и продолжа­ем учить использовать в игре свои знания и свой собственных опыт. Очень помогают нам в этом дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу-Любу чаем», «У куклы - Любы день рождение», «Встреча новой куклы», «Постираем куклам платье», «Уложим Мишку спать».

Дидактические игры учили детей несложным сюжетам игры, дава­ли пример ласкового, бережного, обращения с игрушками в игре, обогащали их новыми знаниями. Если раньше мало детей играло целенаправленно, то теперь всё чаще дети находят для себя интересный игровой сюжет.

На третьей этапа в детскую деятельность вводится один из основных компонентов игры - роль. Детей нужно научить обозначать роль при помощи слова (я- мама, я-папа, я-шофер). Детей нужно научить обозначать и роль партнера, функцию которого выполняет кукла или мишка. На третье этапе - мы переводим от игры рядом к игре небольшими группами. Учим детей объединяться в игре, учим выполнять определенные роли, учим умению подчиняться правилам игры, воспитываем через игру нравственные и волевые качества, учим культуре общения.

Какова же роль воспитателя в игре?

1. Выбор сюжета.

2. Создание игровой ситуации.

3.Распределение ролей.

Приёмы руководства игрой.

1. Советы педагога, беседы;

2. Наглядность, показ, участие воспитателя в игре.

Вначале, как я уже говорила, мы вместе с детьми обыгрываем несложные сюжеты. Так, девочки посадили кукол за стол, собираются их кормить, но обед не приготовили, вхожу в игру: «Девочки дочка хочет есть? А что же вы ничего не сварили? Одевайте фартук, давайте дочке суп варить». Подвязываю фартук и себе, и им, варим суп, наливаем в тарелки, кормим дочку, затем убираем посуду. Предлагаю сначала её вымыть: подхожу к воображаемому крану, который находится возле плиты, мою посуду, вытираю, ставлю в буфет. Девочки, подражая мне, тоже начинают мыть посуду. Наблюдая в дальнейшем за игрой девочек, убеждаюсь, что они не забывают после обеда вымыть посуду. Но так играют не все дети, значит надо показать и другим, научить их. Дима построил поезд, но ни кто не хочет с ним играть. Предлагаю «мамам», покатать своих дочек на поезде. Игра стала интереснее, Диме приятно везти пассажиров. После игры дети убирают на место игрушки, стулья.

Вначале игровую ситуацию должен полностью создавать воспитатель. Но в дальнейшем воспитатель заменяет полную организацию обстановки частичной:

«забывает положить ложки на стол, и предлагает детям-мамам, самим положить недостающую посуду, строит автобус из стульев, а достраивают дети». Постепенно дети сами приучаются создавать игровую ситуацию, особенно большая роль в игре малышей принадлежит куклам. Кукольный уголок надо рассматривать не как хранилище безымянных кукол, а прежде всего «место жительства» дружной кукольной семьи, в которой каждая кукла имеет своё лицо, свой характер, своё имя. Тогда они станут средством воспитания детей. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, об опрятности самих кукол.

Девочки любят играть в детский сад. Они обязательно бывают «воспитателями» - кормят кукол, водят гулять, читают им книги, проводят занятия, укладывают их спать. Постепенно дети у нас стали играть небольшими группами. Они уже уверенно выполняют роль воспитателя, мамы, няни, шофера. Девочки часто приглашают в игру мальчиков. Мы с детьми постоянно беседуем о том, какую работу выполняют по дому папа и мама. В своих играх дети отражают сложившиеся семейные отношения. Наша задача заключается в том, что бы научить детей отражать в играх лишь опыт положительных взаимоотношений.

Чтобы игры были более содержательными, ближе приближались к действительности, необходимо расширять знания детей об окружающем. В этом нам помогают экскурсии. Мы побывали с детьми на кухне и познакомились с работой повара. Затем во время игры в детский сад предложили кому-нибудь быть поваром. Дети еще не знают, как выполнить эту роль. Тогда одеваю фартук, ставлю на газ кастрюлю, сковороды, кофейник, режу воображаемые овощи, все свои действия сопровождаю словами. Приготовив обед, беру кастрюлю тряпочкой и ставлю на кирпичик подставку. А уж няня разливает суп в тарелки. Дети видят, что можно быть ещё и поваром; видят, как можно условно употреблять те или иные предметы (кирпичик-подставка, куб-стул, вода-воображаемая, овощи-воображаемые). На участке у нас есть машина, и мальчики любят на ней играть. Они всегда приглашают нас на ней покататься, прогуляться в лес или в зоопарк. Мальчики с увлечением и умением исполняют роль шофера. Они придумывают поломки, исправляют их, заправляют машину бензином, сигналят невидимым пешеходам. Мы же, пассажиры, смотрим в окно, любуемся лесом, наблю­даем за пробегающими зверьми, поём песни. В зоопарке дети сами водят воспитателей от одной клетки к другой. Они представляют тех животных, которых видели: кормят их, разговаривают с ними, рассказывают об их поведении и т. д.

Затем мы ввели новую роль-кассира. Девочки собирали листочки, дети отроились в очередь возле лестницы для лазания «кассы», и кассир выдавал им билеты. В начале дети не соблюдали порядок возле кассы, каждый спешил первым взять билет. Но мы приучали детей быть вежливыми друг с другом и терпеливыми, учили вежливо просить билет, благодарить, прощаться и т. д. Мы ездили с ними не только в лес и зоопарк, но и в театр, и на концерт, в кино. И везде мы обращали внимание на культуру поведения в общественном месте. Приучали соблюдать порядок в очереди, здороваться приходя в кинотеатр. «Кино» детям обычно показывал воспитатель, это сказка. Концерт же состоял из выступлений детей.

Очень помогают в обучении ролевым играм драматизации сказок. Игры-драматизации помогают детям: понять, что можно выполнять ту или иную роль, самим создать игровую ситуацию. Мы разыгрывали, с ними сначала «Кисоньку – мурысеньку», «Курочку-рябу», «Колобок», «Репку». Затем стали играть в теремок. На участке у нас есть домик. Дети сами предложили играть в «теремок». Сначала мы распределили между ними роли, подсказывали, кто за кем должен говорить, как отвечать. Играли вначале без атрибутов на участке, Затем мы сделали недостающие шапочки. Игры-драматизации стали проходить ещё интереснее. Мы стараемся привлекать к играм и малоподвижных детей, пассивных. Этим детям, конечно, приходится чаще подсказывать. Но участие в играх-драматизациях помогает им и в других играх. Малыши приучаются усваивать характер действия персонажей, понимать проявляемые ими чувства. Эти игры способствуют развитию речи, обогащают словарь детей, учат быть последовательными в игре, выполнять правила игры.

Мы также готовили атрибуты для игры во «врача», «парик­махерскую», дети часто видят врача, мед. сестру, но до сих пор я не замечала в ни играх этой роли. Мы были с детьми в кабинете врача, беседовали о работе врача, играли в дидактическую игру «Кому, что нужно для работы». Дети часто во время болезни бывают в больнице, нагляд­но видят работу врача. А играть не играют. Вероятно, здесь опять нужна инициатива воспитателя. У детей есть знания, есть наблюдения, но они не догадываются, как можно использовать их в игре. Воспита­тель должен показать, что можно быть врачом, показать, что делает врач, как говорит, как обращается с больными.

И так, перед нами стоит задача не просто учить детей играть, но и воспитывать культуру взаимоотношений в игре, учить объединяться в игре, подчиняться правилам игры и не нарушать их.

Следовательно, работа воспитателя по формированию у детей умения играть, осуществляется в 2-х планах:

Во-первых, в плане обучения детей игровым способам воспроизведения действительности: организация игр по инициативе воспитателя, ознакомление с окружающим, чтение книг, сказок, беседы, советы, игры-драматизации, дидактические игры;

Во-вторых, в плане руководства деятельностью, которая возникла по инициативе детей.

Планомерно осуществляя три этапа обучения, мы подошли, к четвёртому этапу - к необходимости формировать у детей умение строить игровую деятельность по собственному замыслу, самостоятельно выбирать тему для игры, строить план-сюжет конструировать игровую обстановку, распределять роли.

Поэтому воспитатель должен проводить работу по обучению сюжетно-ролевой игре не от случая к случаю, а систематически планируя её с отдельными детьми и небольшими группами. Для этого необходимо попользовать все временные периоды, отведенные в режиме дня для игр, особенно утренние и вечерние периоды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение детей младшего возраста ролевой игре.

Автор: Синицина Ольга Владимировна, Сасорова Галина Анатольевна

Дата: 06.12.2021

Номер свидетельства: 593636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Статья "Сюжетно - ролевая игра" в детском лагере"
    ["seo_title"] => string(55) "stat-ia-siuzhietno-rolievaia-ighra-v-dietskom-laghierie"
    ["file_id"] => string(6) "266899"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450268608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."
    ["seo_title"] => string(80) "igra_kak_sriedstvo_intiegratsii_pravoslavnogo_dukhovno_nravstviennogo_vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "350592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476897799"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Построение предметно - развивающей среды во второй младшей группе "
    ["seo_title"] => string(77) "postroieniie-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "127305"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415291120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства