Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение детей чтению»
Обучение чтению
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.
Цель работы:
-подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
-научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача:
-легко и весело ввести ребенка в письменность;
-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.