Рабочая программа по социальному развитию составлена на основе адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей тяжелой степени умственной отсталостью. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Данная рабочая программа рассчитана на организацию непрерывной образовательной деятельности подгрупповой формы в количестве 4 год обучения - 36 ч. в год .
Цель рабочей программы: формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, на подготовку к обучению в школе, в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в условиях изменяющейся действительности. Программа способствует решению следующих задач:
• формировать у детей целостное восприятие и представление о различных явлениях социальной действительности;
• формировать у детей представление о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;
• формировать у детей адекватное поведение в конкретных ситуациях; • формировать у детей коммуникативные умения;
• формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников;
• формировать у детей отношение к своим чувствам и переживаниям как регуляторам общения и поведения.
Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с логикой внутрипредметных связей, а также с психологическими и возрастными особенностями развития воспитанников. Рабочая программа по социальному развитию у умственно отсталых дошкольников не предусматривает реализацию национального регионального компонента. Содержание, методы и формы проведения непрерывной образовательной деятельности по социальному развитию способствуют сохранению и укреплению как физического, так и психического здоровья детей. Охрана и укрепление всех видов здоровья детей является компонентом ДОУ. Вся образовательная деятельность построена с учетом технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая включает в себя несколько видов: физкультминутка, учебная нагрузка с учетом индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение гигиены учебной деятельности. Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становление отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам. Социальное развитие ребенка - развитие личностной культуры, которая необходима для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, - ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни. Выделяют три основных концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». Основополагающим в процессе социализации считают развитие у детей представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми. Сначала важно формировать у ребенка готовность к усвоению способов общественного опыта:
• совместные действия взрослого и ребенка;
• указательные жесты;
• подражание действиям взрослого;
• действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
Содержание работы по концентру «Я сам» включает в себя формирование у ребенка зрительного образа «Я» и формирование представлений о себе. При формировании первоначальных представлений о себе у детей важным является установление доверительных отношений между педагогом и каждым ребенком, выделение его положительных личностных качеств. В процессе социального воспитания детей данной категории необходимо организовывать социальный опыт каждого ребенка, фиксировать его в беседе с использованием зеркала, фотографий, в различных видах детской деятельности. Содержание работы с детьми концентра «Я и другие» направлено на формирование у детей представлений о близких людях, а также приобретение ребенком способов взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом уделяется большое внимание умению каждого ребенка участвовать в различных коллективных видах деятельности, создаются условия для появления таких важных качеств личности, как самооценка и самоконтроль. Содержание концентра «Я и окружающий мир» способствует формированию у детей интереса к игрушкам, предметам и действиям с ними; интереса к явлениям и изменениям природы, адекватного отношения детей к окружающему миру. При этом важной задачей является подведение детей к пониманию того, что существует взаимосвязь и взаимозависимость деятельности человека от природных условий. Окружающий мир в русле социального воспитания является для ребенка источником не только представлений о предметах и явлениях, но и предоставляет возможность ребенку глубже понять себя, осознать роль взаимодействия людей в мире, увидеть силу коллективного сотрудничества. Программное содержание НОД по данному концентру входит в подраздел «Ознакомление с окружающим», которое коррелирует с содержанием НОД по социальному развитию. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в обществе. Технология дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Главным и неоспоримым достоинством данной методики является способ подачи материала. Вся непрерывная образовательная деятельность проводится в занимательной игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему усвоению программного материала. Специфика: при построении программы учитывается интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования, образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются в ходе реализации таких областей как: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непрерывная образовательная деятельность в организованных видах деятельности. Длительность подгрупповой формы непрерывной образовательной деятельности. 4год обучения - 30 мин. Длительность индивидуальной формы непрерывной образовательной деятельности - 10 - 15 минут. Сопутствующие формы обучения: непрерывная образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
Тематический план по социальному развитию в разновозрастной группе комбинированной направленности для детей с умственной отсталостью
№ п/п
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
КОЛИЧЕСТВО НОД
1
Неживая природа
3
2
Окружающие люди
3
3
Игрушки
3
4
Помещения детского сада
2
5
Овощи
2
6
Фрукты
2
7
Одежда
2
8
Обувь
2
9
Отношения между людьми
3
10
Животные
3
11
Мебель
2
12
Посуда
2
13
Продукты питания
2
14
Транспорт
2
15
Город
2
16
Новый год
2
Итого:
36
ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ С УЧЕТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 4 год обучения
1. Учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев,
жалость, сочувствие).
2. Учить детей распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и
причиной, вызвавшей это состояние.
3. Формировать у детей элементарную самооценку своих поступков и действий.
4. Учить детей осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и
недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих.
5. Учить детей замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого
взрослого или сверстника.
6. Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие,
бурное выражение радости).
7. Формировать у детей отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам
общения и поведения.
8. Формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и
близким взрослым.
9. Формировать у детей простейшие способы разрешения возникших конфликтных
ситуаций.
10. Обучать детей навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить
обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в
других видах деятельности.
11. Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности
(уборка игрушек; кормление и уход за животными и растениями в живом уголке; сервировка
стола, уборка посуды; уход за территорией; влажная уборка помещения в детском саду и дома;
посадка лука и цветов в детском саду, на приусадебном участке и др.).
Показатели развития к концу четвертого года обучения
здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при
расставании;
• благодарить за услугу, подарок, угощение;
• адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;
• проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
• выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в
соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;
• устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и
причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или пантомимике;
• проявлять элементарную самооценку поступков и действий;
• адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со
стороны окружающих;
• замечать изменение настроения близкого взрослого или сверстника;
• начинать и продолжать диалог со своими близкими взрослыми и сверстниками;
• владеть одним-двумя приемами разрешения конфликтных ситуаций;
• быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним
с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
• положительно реагировать на просьбы взрослого бытового характера;
• уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.
Содержание рабочей программы «Социальное развитие» 3 год обучения
1квартал
Создавать условия для проявления детьми своих чувств и переживаний: радость на приход в
группу, восторг на появление новой игрушки, удивление на новый способ использования
знакомого предмета, игрушки, сочувствие к плачущему сверстнику и т. п.
Учить детей узнавать на картинках и фотографиях выражение разнообразных эмоций у людей
(страх, удивление, радость, печаль).
Учить детей выражать словами и мимикой разнообразные человеческие эмоции и определять
причину их появления (используя литературные произведения).
Учить детей выполнять несложные поручения, связанные с бытом детей в группе и в семье,
доводить порученное дело до конца.
Учить детей оценивать словами хорошо, плохо, старался, не старался выполнение
сверстниками поручения.
Закреплять у детей умение поддерживать диалог с партнером или партнерами во время игры и в
другой совместной деятельности.
Закреплять представления детей о возрасте и его связи с трудом и деятельностью человека
(малыш - сидит в коляске, играет с мамой; ребенок - ходит в детский сад, играет сам или с
детьми; школьник ходит в школу; взрослые - работают; пожилые люди - дома заботятся о
внуках, отдыхают)
Учить детей называть свой домашний адрес
Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя
Уточнять представления детей об овощах и фруктах, учить их дифференцировать
Учить детей дифференцировать диких и домашних животных
Продолжать знакомит детей с птицами; учит дифференцировать диких и домашних птиц
Учить детей различать отдельные деревья и кустарники
Учит детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность
Знакомить детей с поведением и образом жизни животных и птиц осенью
Продолжать учить детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь
Закреплять знания детей о правилах поведения на улице и в транспорте__
2 квартал.
Создавать условия для формирования у детей умений определять эмоциональное состояние
человека по картинке и фотографии (радость, гнев, страх, стыд, удивление, печаль).
Продолжать учить детей определять связь эмоционального состояния человека с причиной его
возникновения.
Закреплять у детей умения определять доброжелательность и недоброжелательность со
стороны окружающих ребенка людей и формировать адекватные способы реагирования.
Закреплять у детей умения дать адекватную самооценку в знакомых видах деятельности.
Формировать словесные формы выражения адекватной самооценки.
Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников
Закреплять умение детей называть свой домашний адрес
Знакомить детей с профессией почтальона
Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности жизни людей
Знакомить детей с обобщающим словом транспорт
Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для
осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шафера,
парикмахера
Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней
Знакомит детей со школьными принадлежностями, знать их значения
Знакомить детей со свойствами стекла
Учить детей находить предметы, сделанные из стекла, и бережно к ним относиться
Учить детей называть дни недели
Формировать у детей представления о занятиях в выходные дни
Закреплять умения детей различать и называть время суток: утро, день, вечер, ночь__
3 квартал
Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих
людей (использовать примеры из художественных произведений).
Учить общаться с детьми и со взрослыми в определенной ситуации (обращаться с просьбой,
уметь выслушать другого человека).
Знакомить детей со способами предотвращения и прекращения конфликтных ситуаций.
Закреплять у детей умения осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на
чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества.
Формировать у детей адекватные формы поведения в новых жизненных ситуациях.
Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают
Учить детей называть названия страны - Россия
Учить детей называть столицу России
Уточнять представления детей о значении профессий в жизни людей
Стимулировать самостоятельные действия детей при организации игры с опорой на их
представления о профессиональной деятельности
Закреплять представления детей об окружающим их предметном мире, созданном руками
человека (орудия труда: савок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток)
Учит детей выполнять классификацию объектов и предметов по категориям «живое»,
«неживое»
Учит детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних
животных и птиц
Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)
Учить детей находить в ближайшем окружении и дифференцировать предметы, сделанные из
бумаги, стекла, ткани, дерева, металла
Расширять у детей представления о явлениях природы (гром, молния, гроза)
Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик,
клубника, малина, крыжовник, смородина)
Учить детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность
Учить детей называть время суток: утро, день, вечер, ночь__
Способы проверки усвоения содержания рабочей программы «Обучение игре» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга) два раза в год (сентябрь, май), Такая диагностика связанна с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования. Оценка индивидуального развития детей проводится в форме индивидуального обследования и фиксации результатов в протоколах обследования , при необходимости в соответствии с результатами может быть проведена корректировка планов индивидуальной работы с ребенком. Итоги диагностики обсуждаются на мини-педсоветах, где присутствуют все специалисты, работающие с данной категорией воспитанников.
Календарно - тематическое планирование по разделу «Социальное развитие» ____________________4 год обучения
Дата
Тема №
Опорные слова
Программное содержание
Краткое содержание НОД
Коррекционная работа
План
Факт
Живая/ не живая природа
Отношения с людьми, труд людей
Знакомство с предметами
Знание овощей, фруктов
Культурно-гигиенические навыки, правила поведения
Знание животных
Ближайшее окружение
1 -2 Диагностическое обследование индивидуального развития детей с фиксацией результатов в картах наблюдения детского развития
3
Время года -
осень
Осень,
листья,
признаки
осени
Закрепить
отличитель
ные
признаки
осени,
воспитывать интерес к
природе
Развивать
представления о
жизнедеятельности
людей
Правила
поведения
в
общественном
месте
Экскурсия в
Детский парк
Знание ПДД,
норм
поведения в
общественном
месте,
временные
представления
4
Деревья и
кустарники
осенью
Береза,
осина, ель,
рябина
Знакомство
с деревьями
кустарника
ми их
строением
Правила
поведения
общественном
месте
Значение деревьев в
жизни человека
Экскурсия на
участок
детского сад
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
5
Профессии
детского сада
Воспитатель,
медсестра
повар
муз рук-ль
пом.воспитателя
заведующая
Знакомить
с профессиями
сотрудников д/с
Экскурсия в
кабинеты
специалистов д/с
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
Активизировать личный опыт
детей
6
Овощи
Названия
овощей
Расширять
Представления об
овощах
Значение овощей в
жизни человека
Беседа по
теме.
Рассматривание
овощей.
д/и
«Чудесный
Мешочек»
- Кто быстрее
соберет?
- Узнай по
вкусу
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
вкусовой
чувствительности
7
Огород
Огород,
грядка,
названия
овощей,
обобщающее
слово
Воспитывать интерес к
объектам
природы
Знакомить
с трудом
взрослых
в огороде
Учить
соотносить
явления
окружающей
действительности
деятельность
человека
Закреплять
знание
внешнего
вида
овощей
Дать понятие
«огород» его место
в жизни человека
Рассматривание картин по
теме.
Беседа по
теме.
- Собираем
урожай.
- Мы сажали
огород
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
8
Фрукты
Названия
фруктов
Расширять
представления о
фруктах
Значение фруктов в
жизни человека
Беседа по
теме.
Рассматривание овощей.
д/и
«Чудесный
Мешочек»
- Кто быстрее
соберет?
- Узнай по
вкусу
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
вкусовой
чувствительности
9
Сад
Яблоко,
груша,
апельсин,
лимон, сад
Формировать интерес к
объектам
природы
Знакомить
с трудом
взрослых
в саду
Закреплять
знание
внешнего
вида
фруктов,
обобщающе
е слово
«фрукты,
Овощи»
Дать понятие «сад»
его место в жизни
человека
Рассматривание картин по
теме.
Беседа по
теме.
- Узнай по
описанию
- Узнай по
Вкусу
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
10
Труд людей в
саду
Яблоко,
груша,
апельсин,
лимон, сад
Формировать интерес к
объектам
природы
Знакомить
с трудом
взрослых
в саду
Закреплять
знание
внешнего
вида
фруктов,
обобщающе
е слово
«фрукты,
Овощи»
Дать понятие «сад»
его место в жизни
человека
Рассматривание картин по
теме.
Беседа по
теме.
- Узнай по
описанию
- Узнай по
вкусу
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
11
Одежда
Названия
предметов
одежды
Закреплять
знание
предметов
одежды,
находить
по
описанию
Одежда для
мальчиков и девочек
- Беседа по
теме
Рассматривание
предметов
одежды
- д \и
«Четвертый
Лишний»
Формировать
обобщенные
представления
о характерных
признаках
группы и
категории
предметов
12
Обувь
Названия
предметов
обуви
Правильное
называние
предметов
обуви, ее
частей
Беседа по
теме
Рассматривание
предметов
одежды
- д/и
«Четвертый
Лишний»
- Сделай
23.11целое
- Назови
части обуви
Формировать
обобщенные
представления
о характерных
признаках
группы и
категории
предметов
13
Сезонная
одежда и
обувь
Названия
предметов
верхней
одежды, ее
частей
Закрепление
признаков
осени,
времен года
Знакомить
детей
с предметами
одежды,
называние частей
одежды
Понятие «сезонная
Одежда», «сезонная
Обувь»
Беседа по
теме
Рассматривание предметов
одежды
- магазин
одежды
- оденем
куклу на
прогулку
Формирование
обобщенного
представления,
мышления.
14
Моя мама -
лучше всех
Мамочка,
любимая,
ласковая
Воспитывать
умение
выразить любовь к
родному
человеку
Тематический
праздник
«День матери»
Развивать
представления
о ближайшем окружении
15
Семья
Имена
членов
семьи,
родственные
отношения
Воспитывать
любовь к
своей семье,
знание имен
членов семьи
Учить
устанавливать
степень
родства:
дочь,
сын,
бабушка,
дедушка
Узнавание на
фотографии членов
своей семьи
Беседа по
теме
с\р «Семья»
рассматривание
фотографий
семей детей
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
16
Время года -
зима.
Названия
признаков
зимы
Воспитывать интерес к
объектам
живой и
неживой
природы
Знакомить
с признаками зимы,
находить
на
изображениях
К нам
пришла зима.
Назови
признаки.
Игры зимой.
Картинный
материал по
теме.
Лото.
17
Зимние
забавы
Новый год.
Названия игр в
зимнее время
Понятие
«новогодний
Праздник», Дед
Мороз,
Снегурочка,
подарки
Расширять
представления об
окружении
обогащать
представления
об
отношениях
между
людьми
Воспитывать
интерес
к
общественной
жизни
Создать
радостное
настроение от
ожидания
праздника
Зимние
забавы.
Новогодний
праздник
Картинный
материал по
теме
Учить
выражать
жестами и
мимикой
радость,
хорошее
настроение.
18
Детский сад.
Названия
помещений
детского сада
Расширение
представлений о
деятельности
сотрудников
цикличностью жизни
в детском
саду
Знание специфики
помещений д/с
Экскурсия
по детскому
саду
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
память
19
Игрушки
Названия
игрушек
Учить
указывать
существенные
признаки
Расширять
представления
об игрушках
Беседа по
теме
Классификация игрушек
д/и
«Четвертый
Лишний»
Чего не стало?
Развивать
внимание,
зрительную память
20
Домашние
животные
Кошка,
собака,
корова,
лошадь, коза,
свинья
Воспитывать
интерес к
живой
природе
Расширять
представления
о
внешнем
виде,
правильное
называние
детенышей
Знакомить с повадка
ми и образом жизни
животных
Беседа по
теме
Рассматривание
картин по
теме
- Где чья
мама?
- У кого кто?
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
память
21
Дикие
животные
Волк, лиса,
медведь, заяц
Воспитание
интереса к
живой
природе
Расширять
представле
ния о
диких
животных,
их
детенышах
Знакомить с
повадка ми и
образом жизни
Беседа по
теме
Рассматривание
картин по
теме
- Где чья
мама?
- У кого кто?
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
память
22
Детеныши
домашних и
диких
животных
Названия
детенышей
Воспитание
интереса к
живой
природе
Расширять
представле
ния о
домашних
,диких
животных,
их
детенышах
Знакомить с
повадка ми и
образом жизни
животных
Беседа по
теме
Рассматривание
картин по
теме
- Где чья
мама?
- У кого кто?
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
память
23
Защитники
Отечества
Солдат,
матрос,
летчик,
танкист
Воспитание
чувства
патриотизма
знакомство
с
военными
профессия
ми
Понятие «Защит ник
Отечества»
Беседа по
теме
Рассамтривание иллюстраций
на военную
тематику
д/и «Кому
что нужно»
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
24
Время суток
День, ночь,
утро, вечер
Формировать
временные представления
Понятия «день»,
«ночь», «утро»,
«вечер». Учить
определять текущее
время суток,
опираясь на свою
деятельность
Беседа по
теме,
рассматривание
иллюстраций.
д/и «Когда
это бывает?»
Развивать
чувство
времени,
сопоставлять
деятельность и
время суток
25
Праздник мам
Имена мам
детей,
ласковая,
любимая
Воспитание
чувства
признательности к
маме,
ласковое
обращение
к ней
Понятие «Праздник
Мам»
Беседа по
теме
Рассматривание
картин по
теме
д/и «Какая
моя мама»
изготовление
сувенира для
мамы:
аппликация
«Цветок»
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
мелкую
моторику
26
Время года -
весна
Названия
признаков
весны
Воспитывать
интерес к
живой
природе
Знакомить с
признаками
весенней погоды,
знание смены
времен года
Беседа по
теме
Рассматривание картин по
теме
- Ручеек
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
27
Продукты
питания
Молоко,
чай,
компот,
кефир.
Хлеб,
каша,
котлеты,
пюре
Знакомить с
профессией
повара,
работой
продуктового
магазина
Знакомить с
продукта
ми питания
Роль питания в
жизни человека
Беседа по
теме
- Напоим
куклу чаем
- Сварим
кукле
молочную
кашу
- купим
продукты в
магазине
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
внимание.
28
Посуда
Названия
предметов
посуды
Знакомить с
предметами
посуды
Воспитание КГН,
навыки
самообслуживания
Функциональное
назначение посуды
Беседа по
теме
Рассматривание
предметов
посуды
- Накроем
стол к обеду
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
внимание.
29
Птицы
домашние и
дикие
Названия
птиц
Воспитание
интереса к
живой
природе
Расширять
Представления о
птицах их
детенышах
Знакомить с
повадка ми и
образом жизни
Беседа по теме
Рассматривание
картин по
теме
- Где чья мама?
- У кого кто?
Развивать
представления
о ближайшем
окружении,
слуховое и
зрительное
восприятие,
память
30
Квартира
Мебель.
Название
комнат
квартиры
Предметы
домашнего
обихода,
их
назначение
Предметы
мебели
существен
ные детали
мебели
Знать номер своей
квартиры
Умение
пользоваться
обобщающим
словом «мебель»
Беседа по теме
Рассматривали
е картин по
теме
- новоселье
куклы
Рассматривали
е мебели в
группе
Конструирование
мебели из
строительного
материала
Развивать
слуховое и
зрительное
восприятие,
память,
мышление
31
Транспорт
Улица,
машины,
дорога,
автобус,
грузовой,
легковой
Учить
наблюдать за
деятельностью
людей
Закреплять
знание
видов
транспорта
Знакомить с
предметами,
объекта ми,
окружающими
детей на улице
Экскурсия на
ближайшую
улицу.
Знание ПДД,
норм
поведения в
общественном
месте
32
Профессии
Врач,
повар,
шофер,
продавец
Знакомить
с профессией
врача,
повара,
продавца
шофера
Беседа по теме
Рассматривали
е картин
- С/p игры
«Больница»,
«Магазин»,
«Автобус»
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
Активизировать личный опыт
детей
33
Время года -
лето
Признаки
лета, время
года
Воспитывать
интерес к
живой/неживой природе,
знакомить с
объекта ми
живой/неживой природы
Знакомить с
признаками лета
Экскурсия на
огород
детского сада.
Закреплять
временные
представления.
34
Цветы
Ромашка,
василек,
одуванчик
Воспитывать
интерес к
живой
природе,
знакомить с
объекта ми
живой
природы
Учить находить и
называть части
цветка; выделять
цветок из общего
фона растений
Беседа по теме
Рассматривали
е иллюстраций
Посади
цветочек
Назови ласково
Сложи
картинку и
назови, что
получилось
Развивать
представления
о ближайшем
окружении
Экологическое
воспитание
35-36 Оценка индивидуального развития детей с (фиксацией результатов в картах наблюдения детского развития).
Оценка индивидуального развития детей
Социальное развитие 4 год обучения
КРИТЕРИИ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
УРОВЕНЬ
Умение называть всех членов своей семьи, знать их имена, называть имя друга или подруги, находить на фотографии близкого человека.
Материал: фотографии с близкими ребенку людьми Инструкция: данный критерий оценивается на основе беседы и ответов ребенка на вопросы по теме.
Высокий: знает всех членов своей семьи, их имена, называет имя друга или подруги, находит на фотографии близкого человека.
Средний: называет маму, папу, не может назвать их имена, находит на фотографии.
Низкий: не понимает смысла задания, выделяет только маму, папу.
Знание содержания деятельности врача, повара, шофера, продавца.
Материал: картинный материал с изображением предметов профессиональной деятельности людей названных профессий. Инструкция: педагог предлагает ребенку поиграть в д/и «Кому это нужно». В процессе игры ребенок рассказывает о содержании деятельности врача, повара, шофера, продавца.
Высокий: правильно отбирает картинки, хорошо ориентируется в деятельности врача, повара, шофера, продавца.
Средний: может выделить 1-2 предмета, знает содержания деятельности врача, шофера.
Низкий: отказывается от контакта, не понимает инструкции
Имеет представление о повседневном труде взрослых
Материал: Инструкция: данный критерий оценивается на основе педагогического наблюдения за ребенком и при непосредственном контакте с ним.
Высокий: демонстрирует в своих играх повседневные действия взрослых, правильно отвечает на вопросы о домашних событиях. Средний: демонстрирует самые простые действия, не может рассказать о действиях взрослых.
Низкий: отказывается от контакта, не понимает инструкции
Умеет адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов.
Материал: Инструкция: данный критерий оценивается на основе педагогического наблюдения за ребенком во время выполнения режимных моментов.
Высокий: спокойно выполняет все режимные моменты.
Средний: иногда испытывает затруднения в процессе выполнения режимных моментов
. Низкий: переключение с одного вида деятельности на другой крайне затруднено, отказывается от выполнения
Умение выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты.
Материал: атрибуты для игры «Универмаг» (посуда, мебель, овощи, фрукты) Инструкция: педагог предлагает ребенку совершить покупку в магазине отдельные предметы и группы посуды, мебели, овощей, фруктов
Высокий: правильно выделяет группы предметов и пользуется обобщающими словами.
Средний: может выделить отдельные предметы, но не пользуется обобщающим словом, затрудняется в группировке.
Низкий: отказывается от контакта, не понимает инструкции
Участвует в коллективной деятельности сверстников
Материал: Инструкция: данный критерий оценивается на основе педагогического наблюдения за ребенком.
Высокий: активно сотрудничает со сверстниками, участвует в коллективных играх, может быть ведущим, ведомым.
Средний: поведение избирательно, но не отказывается от коллективных игр.
Низкий: предпочитает играть в одиночестве, контактов избегает.
Умеет называть функциональные назначения предметов
Материал: игрушки и картинный материал с изображением предметов повседневной жизни ребенка. Инструкция: педагог предлагает ребенку д/и «Что для чего?» Например: ложка нужна, чтобы есть, стул, чтобы сидеть и.т.д.
Высокий: правильно называет предметы и их функциональное назначение.
Средний: может назвать функциональное назначение только самых обиходных предметов.. Низкий: отказывается от контакта, не понимает инструкции
Умеет называть домашних, диких животных, знает основные части их тела
Материал: игрушки и картинный материал с изображением домашних и диких животных. Инструкция: педагог предлагает ребенку д/и «Узнай по описанию». Затем ребенок самостоятельно показывает и называет части тела животного.
Высокий: правильно называет животных и их части тела
Средний: может назвать животное, затрудняется в различении и назывании частей тела.
Низкий: выделяет 1-2 животных
Умеет назвать или определить по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень.
Материал: изображения зимы, лета, осени. Инструкция: педагог предлагает рассмотреть картины и ответить на вопрос: «Когда это бывает?», перечисляя при этом признаки какого-либо времени года.
Высокий: правильно определяет и называет зиму, лето, осень, знает их основные признаки.
Средний: определяет только по картинке, затрудняется с называнием признаков.
Низкий: может выделить зиму, лето, не называет их признаков.
Умеет определять текущее состояние погоды
Материал: изображения состояния погоды: ветер, солнечный день, дождь. Инструкция: педагог предлагает рассмотреть картины и ответить на вопрос: «Какая погода изображена?», перечисляя при этом признаки какого-либо времени года, называть форму одежды людей
Высокий: правильно определяет и называет ветер, солнечный день, дождь. Одежду людей
Средний: называет 1-2 состояния погоды
Низкий: не может назвать ни одно состояние погоды
Карта наблюдения детского развития
«Социальное развитие»
(4 год обучения)
№ п\п
Фамилия имя ребенка
Умение называть всех членов своей семьи, знать их имена, называть имя друга
Умеет назвать или определить по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень
Знание содержания деятельности врача, повара, шофера, продавца
Умеет адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов
Умение выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты.
Участвует в коллективной деятельности сверстников
Умеет называть домашних, диких животных, знает основные части их тела